ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ-1В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭТНОМИР» ГРУППА КОРРЕСПОНДЕНТОВ ГАЗЕТЫ «МОЛОДЕЖНАЯ СМЕНА» ОТПРАВИЛАСЬ В ШЕЛКОВСКОЙ РАЙОН ЧР. ЗДЕСЬ, РАСПРЕДЕЛИВШИСЬ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ, МЫ НАЧАЛИ СВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НАЦМЕНЬШИНСТВ РЕГИОНА. МНЕ ВЫПАЛО ПОБЫВАТЬ В СТАНИЦЕ ГРЕБЕНСКОЙ, В ЮЖНОЙ ЧАСТИ КОТОРОЙ КОМПАКТНО ПРОЖИВАЮТ ТАТАРЫ. ПРИЕХАВ В ГРЕБЕНСКУЮ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ Я ПОСЕТИЛ ТАТАРСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВСТРЕЧ И КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Татары (самоназвание - татарлар) - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, в Средней Азии, Афганистане и на Дальнем Востоке. Татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации.

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

В Чеченской Республике татары компактно проживают в одном из крупных населенных пунктов Шелковского района – станице Гребенская. История гребенских татар начинается со времен персидского похода Петра I. Когда Петр I приезжал на Кавказ, в составе русской армии был татарский конный полк, по разным источникам, от 30 до 50 тысяч татар. По приказу Петра I началось строительство укрепления Петровск-Порта на берегу Каспийского моря (ныне это город Махачкала). В большинстве своем в его строительстве принимали участие казанские татары или же казаны. Так и именовались ранее гребенские татары: также татары строили крепости мечети в Северо-Восточной стороне Северного Кавказа до Гудермесского района.

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ-2- Второе появление татар произошло во время первой Кавказской войны, - рассказывает Почетный гражданин Чеченской Республики Сираждин Салимгереев.

Гребенские татары произошли от шести фамилий: Ахмаджановы, Гасины, Нагумановы, Шамшудиновы, Бикинины, Хайбулины. Ввиду того, что на службу брали только мужчин, татары женились на девушках из местных народов, в основном, конечно, из кумыков и ногайцев, но нередки были и браки с чеченками, аварками и др. Со своей стороны, татары старались не препятствовать бракам дочерей с кавказскими юношами.

– В составе Царской армии татары по призыву проходили военную службу, в Ведено. Небольшая часть татарского полка была пленена имамом Шамилем, но когда он увидел, что его пленники являются единоверцами, Шамиль создал для них хорошие условия и назначил одного наиба, чтобы он присматривал за татарской общиной. Находясь в плену, казанские татары оказывали имамату Шамиля   помощь в ремонте захваченных пушек, отливали ядра и стволы. Все работы происходили в полевых условиях, без специальных помещений и заводов, отсутствие которых  существенно снижало качество работ, поэтому стволы часто ломались. В отличии от Кавказцев татары привыкли к равнинной местности, и поэтому и они попросили разрешения у царского наместника переселиться на равнину. Одна часть поселилась в Яна Кале - Гребенской, другая – в Карчыге (татарское название станицы Старощедринской), - рассказал С. Салимгереев.

Во времена Царской власти для сокращения расстояний сообщения и улучшения качества дозора между станицей Шелковской и Старогладовской была основана станица Новагладковская, которая была переименована в станицу Гребенскую, так как она находится на гребне Кавказских гор.  В 1861 г после сильных поводков жители станицы были вынуждены переселиться на место где сейчас находится станица. Здесь  татары и казаки в бок о бок жили, и охраняли границы, неся службу на дозоре границ.

- По рассказам старожилов, некоторые из гребенских казаков и татар были в охране у Царя Николя II, один из них был награжден именным оружием, - рассказал С. Салимгереев.

Татары активно принимали участие в установлении Советской власти на Северном Кавказе и непосредственно и Шелковском районе. Во время гражданской войны в Шелковском находилась банда Мамата. В состав группы входили 750 всадников, которые воевали против красных. Их сопротивление объяснялось тем, что они не знали, что собой несет новая власть и поэтому вышли на защиту своих территорий и родовых имений.

По рассказам Сираждина, Мамат показал Зелимхану Харачоевскому обходную дорогу, через степь, ведущую на Кизляр, чтобы способствовать ему в захвате банка.

Татары, безусловно, внесли посильный вклад в социально-экономическое развитие региона. Исповедуя ислам, они распространяли религию на равнинных территориях Кавказа. Активно участвовали в кооперации сельского хозяйства.  В Гребенской был свой колхоз «Кызы сабанчи» - («Красный пахарь») где они выращивали ячмень, пшеницу и хлопок.

В начале Великой Отечественной войны многие станичники встали на защиту Родины. Так, отец Сираждина, Муса Салимгереев ушел на службу в октябре 41-го и вернулся в сентябре 45-года. На военный период из 33-х  хозяйств ст. Гребенской на войну пошли около 80 человек. Получается, из каждой семьи по 2-3 человека. Татары приняли участие практически во всех важных сражениях по освобождению Ленинграда, Украины, Венгрии, Румынии и других городов.

Гребенские татары участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовали в Афганских событиях, но, к счастью, из местных призывников все вернулись целыми и невредимыми.

Совместными усилиями татарской общины в 2015 году в честь семидесятилетия победы над фашистской Германией на татарском кладбище ст. Гребенской был поставлен памятник участникам Великой Отечественной войны.

- С развалом Советского союза татарской общине пришлось нелегко. Нашему поколению было очень обидно, что разваливается такое большое государство, которое было построено совместными усилиями и трудом, - говорит С. Салимгереев.

В период двух военных компаний в республике, чтобы сберечь себя и своих близких, многие татары вынуждены были уехать.

- В настоящее время татары Чеченской Республики благодаря национальной политике первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова формировали крепкие и дружеские взаимоотношения не только с чеченцами, но и другими народами, которые проживают на территории республики. У нас 5 национальных культурных центров, один из которых –  в нашей станице. Мы часто проводим совместные просветительские мероприятия, в которых рассказываем об истории, обычаях и культуре татарского народа, - рассказал С. Салимгереев.

В районе, где компактно проживают не только татары, но и другие представители национальных меньшинств, очень важно придерживаться направления на сохранение культуры, традиций и обычаев народов, населяющих регион, потому что национальное многообразие – это достояние республики.

 

Махьмад-Салах

Ильясов

Фото автора