КУЛЬТУРА И БЫТ СОСЕДНЕГО НАРОДА

КУЛЬТУРА И БЫТ СОСЕДНЕГО НАРОДА-1Ногайцы являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей и относятся к тюркоязычной группе народов. В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе, Южном Поволжье, в Ставропольском крае, Астраханской области.

От названия народа происходит и название Ногайская степь – район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чечни. Что касается нашей республики, более 3,5 тыс. ногайцев проживают на севере Шелковского района. Как говорят сами ногайцы, выросшие здесь, они всегда будут считать Чеченскую Республику своим родным домом.

Долгое время, проживая по соседству с чеченцами, многие их обычаи и традиции были переняты ногайцами, но, тем не менее, до сегодняшнего дня ногайцы Чеченской Республики сохранили свои национальные традиции. В их основе лежит одно общее качество, которое ногайцы называют «аьдемшилик», что в переводе означает «человечность».

КУЛЬТУРА И БЫТ СОСЕДНЕГО НАРОДА-2В ногайской семье в девочках стараются воспитывать мягкость и скромность, а в мальчиках – ловкость, мужество и силу. И тем, и другим передаются знания норм поведения в семье и обществе. Центральное место в нравственном кредо ногайцев занимает «намыс» (в пер. с ног. – совесть). Это понятие очень емкое, заключает в себе моральные принципы и критерии народа. Суть его – человечность, совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему. Намыс выражается в уважении к старшим, в гостеприимстве, в почтительном отношении к женщине.

Одним из основных обрядов является свадьба, которая у ногайцев, как и у других народов Северного Кавказа – это наиболее яркое празднество в жизни человека. Традиционно после всех обрядов в доме невесты, свадебный кортеж отправлялся в дом жениха. Родные и гости выходили навстречу. Под музыку и выстрелы из ружья выносили из арбы закрытую покрывалом невесту, на голову ей сыпали шашу: пшеницу, ячмень, сладости, деньги (пусть жизнь будет сладкой, как конфета, богатой, как зерно). Мать жениха во время церемонии открывания лица слегка наступала на ногу невесты со словами: «Батып калсын» - «Пусть в этом доме доживет до старости».

Ногайцы придают очень большое значение рождению ребенка. Важную роль играет выбор имени. Это событие происходило обязательно в доме новорожденного. С именем связывалось будущее ребенка. Поэтому к его выбору подходили очень серьезно. В доме собирались умудренные жизнью старики. Первое слово предоставлялось самому уважаемому из них. Если с его предложением соглашались, имя давалось сразу же. После этого ребенка вносили в комнату, и мулла благословлял имя, читая молитву. Потом он брал ребенка на руки и, вслух произнося имя, читал молитву. Голова ребенка должна была лежать на его правой руке. Стариков угощали, давший имя получал подарок.

Обряд имянаречения сохранился до сих пор, правда, имя младенцу дают близкие родственники родителей новорожденного.

Также очень важным моментом, сопровождающимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественное укладывание ребенка в люльку «бесик» через неделю после рождения. В этот день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивали богатое угощение. Гости приносили подарки ребенку. Когда все были в сборе, одна из родственниц приносила младенца и передавала его в руки старшей женщины – «къурткъа», которая торжественно укладывала его в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд, она каждый раз, обращаясь к присутствующим, говорила: «Правильно ли я кладу?» Те отвечали: «нет». Наконец, в третий раз она укладывала ребенка как надо. После этого одна из женщин, которая специально держала в руках кошку, тут же клала ее на грудь ребенка, чтобы он спал «много и спокойно, как кошка».

Для предохранения ребенка от сглаза к колыбели прикрепляли амулет «дуа», под подушку клали какой-нибудь железный предмет, например, ножницы. По обычаю, люльку, после того, как ребенок подрастал, не выбрасывали. Ее тщательно хранили в укромном месте и передавали из поколения в поколение.

КУЛЬТУРА И БЫТ СОСЕДНЕГО НАРОДА-3Одной из замечательных черт характера ногайского народа является гостеприимство. Не случайно прежде в ногайском языке слово «гость» и «друг» звучали одинаково, как и у других народов Северного Кавказа – «кунак». Дом каждого ногайца всегда открыт для гостей. Недаром у ногайцев говорится что «дом без комнаты для приема гостей – плохой дом».

Гостя никогда не спрашивают о цели приезда или о том, сколько времени он собирается гостить. Считалось, что все это должен сообщить он сам, когда того захочет. Гостю подают самые вкусные блюда и выполняют все просьбы. Хозяин также обязан оберегать своего гостя, в том числе и от кровной мести. Войдя в дом своего заклятого врага, человек автоматически становится его гостем, и о нем заботятся как о лучшем друге. Гостя принято встречать заранее. Перед его приездом режут барашка или птицу – в зависимости от достатка хозяина. Но для начала гостя сразу сажают за стол и подают традиционный ногайский чай, которому, как в старину, так и сейчас, придается большое значение.

Особенностью ногайского чая является то, что сначала кипятят чай в воде, процеживают, а потом добавляют компоненты: сливки или домашнюю сметану, черный перец, соль. Подают его в пиалах с сыром, с маслом, с медом. Этот чай славится своим вкусом, калорийностью и сытостью, придает силы, бодрит и благотворно влияет на здоровье.

Как мы видим, в традициях и обрядах народов Северного Кавказа есть много общего, и объединены они одной главной мыслью – духовным и нравственным воспитанием подрастающего поколения, развитием гостеприимства, дружеского отношения и культурного наследия своей нации. Только тот, кто знает свои корни, способен с уважением относиться к другим народам.

 

Елена Фиткулина

Чтобы комментировать данный материал Вы должны Войти или зарегистрироваться на сайте