ПОХВАЛА, КОТОРАЯ ДОРОЖЕ ПРЕМИИ

IMG 0412

Лёма Шахбулатов – журналист, публицист, издатель, один из основателей и руководителей самого крупного в 2000-х гг. в газетной индустрии холдинга «Ведомости-медиа» (позже – Издательский дом «News Media»).

Л. Шахбулатов – лауреат премии Союза журналистов ЧИАССР (1990 г.), премии «Человек года» Издательского Дома «News Media» (2013 г.) и премии им. А.П. Чехова «За вклад в русскую словесность» (2010 г.). Также он известен как автор книги «Шрамы на клавишах» (2007 г.) о судьбе и творчестве своего брата – известного композитора Аднана Шахбулатова.

Сегодня Лёма Шахбулатов – герой нашей рубрики «Книга – ключ к успеху».

- Добрый день, уважаемый Лёма. В первую очередь хотелось бы спросить Вас, справедлив ли тезис, что век газет прошел?

- Нет. Проходит век бумажных изданий. С наступлением эры интернета читательская аудитория, например, ежедневных газет, по результатам некоторых исследований, сократилась почти вдвое. И это падение продолжается. Поэтому газеты, чтобы выжить, вынуждены были уйти от «бумаги» в онлайн. Но это нисколько не мешает человеку, привыкшему начинать день с чтения утренних газет, черпать новости из этого источника. И чем больше таких источников, тем, естественно, пестрее, многообразнее, а значит, и совершеннее будет картина мира человека.

L1370346 1000x563В лучшие и молодые свои годы я начинал утро вопреки рекомендациям профессора Преображенского с чтения газет. Это сейчас мир может «взорваться» от одного неловкого движения в твиттере, фейсбуке, тогда же время бежало не так стремительно, как ныне, и вчерашние новости иногда нет-нет тоже «выстреливали», во всяком случае, на улицу ты выходил уже «вооруженным». «Зачем вы начинаете утро с газет?», – спросили одного старого священника. «Затем, чтобы знать, о чем просить Всевышнего в своих молитвах», – ответил он.

Также в эпоху стремительного развития социальных сетей совершенно не остается времени на книги. Да и писателей расплодилось столько, что не осталось читателей! Однако ничто не заменит вам книгу и не принесет столько пользы, сколько она.

Книжный – это, наверное, единственный магазин, куда мы ходим всей семьей. Старшая дочь (студентка журфака МГУ) сразу окунается с головой в этот свой самый любимый мир. Младшая с мамой возятся вокруг этажерок с детскими приключениями и женскими романами. Я же неторопливо перелистываю свежеизданные шедевры Куприна. Александра Куприна можно перечитывать постоянно. Он всегда своевременен и дружелюбен. Вслед за ним, конечно же, Лесков. И Бунин. Куда же без Бунина?! Нет, всё же без всей этой могучей троицы – Куприн, Лесков, Бунин – нельзя (по крайней мере, нашему брату-журналисту) приступать к творчеству. Чтобы написать одну приличную статью (в публицистике), надо прочитать или перечитать сборник чьих-нибудь рассказов или два небольших романа.

- Какая книга ваша самая любимая?

- Одного автора точно не назову.

- А первая?

- Букварь, наверное. Но если ворошить более-менее осмысленные времена, кажется, это была «Четвертая высота». Потом были «Два капитана» Каверина. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» – вся наша жизнь во времена Советской власти была подчинена этому лозунгу. И мы искренне мечтали, чтобы «на пыльных дорогах далеких планет», как пелось в старой песне, остались и наши следы.

Вот и книги были такие. Да, еще помню роман «Газинур», о татарском пареньке, который повторил подвиг Александра Матросова. Ну и, разумеется, время от времени от старших братьев-сестер мне иногда перепадали какие-нибудь «взрослые» и не всегда приключенческие романы: «Айвенго», «Пармская обитель», «Граф Монте-Кристо», «Собор Парижской Богоматери», «Красное и черное», «Вечный зов» и пр. Это что могу вспомнить навскидку. Надо оговориться, все эти и другие книги «кочевали» по нашей улице от дома к дому, и, разумеется, времени на чтение и, уж тем паче, осмысление у нас, младших, было не очень много.

- Какую бы книгу вы подарили сыну или дочери?

- Всем знакомы слова Евгения Евтушенко (боюсь ошибиться, но, по-моему, эта фраза - из «Ягодных мест») о том, что он делит человечество на три категории: на тех, кто читал «Братьев Карамазовых», на тех, кто еще не читал, и на тех, кто никогда не прочтет. Я всегда говорил своим детям, вы должны постараться попасть в первую категорию.

Я буквально навязывал им Достоевского! Он помогает заглянуть внутрь себя. Ровно такое же ощущение у меня сложилось после «Идиота».

Впрочем, каждое произведение Достоевского заставляет задуматься о смысле жизни и твоём месте в этой жизни. И не в последнюю очередь – «Преступление и наказание». Достоевский нужен каждому для того, чтобы понять себя.

Для людей молодых, пробующих себя в писательском, публицистическом ремесле, я бы рекомендовал первым делом познакомиться с «Золотой розой» Константина Паустовского. Невероятное удовольствие! Паустовский, в отличие от Достоевского, помогает постичь, понять внешний мир, побуждая своего читателя задуматься над каждым творением божьим, придавая значение самым мелким, невидимым на первый взгляд вещам, деталям.

А затем - Чехов. Весь Чехов. И по кругу, по кругу!..

Владимир Набоков – это как вишенка на торте. Набоков – это эстетическое наслаждение. Сладкий, сочный, густой, сдобренный волшебными узорами витиеватых фраз и пауз – язык. «Приглашение на казнь», «Камера обскура» и, конечно же, «Весна в фиальте» с «мучительно солнечной пятницей» и «бескорыстно пахучими фиалками». Задумайтесь над словосочетанием: «бескорыстно пахучие» – сколько здесь всего, а!

- А из зарубежной литературы что бы вы рекомендовали молодым?

- «Старик и море». Считаю, Хемингуэй тоже обязателен к прочтению, желательно весь и всеми. «Унесенные ветром» - безусловно, это один из самых великих романов о любви. Настоятельно рекомендую Сэлинджера. И не только «Над пропастью во ржи». Есть неподражаемый Трумен Капоте – «Завтрак у Тиффани», наверное, все читали, но вы «Мириам» попробуйте!

Особенное место в моей читательской жизни занимает роман Маркеса «Сто лет одиночества». Не знаю, как назвать то чувство, что я испытал после его прочтения.

Кстати, случается, что в школе мы не любим «Отцов и детей», «Евгения Онегина», «Героя нашего времени». Но после школы необходимо обязательно прочесть их заново. И перечитывать. Другими глазами. Чтобы однажды прийти к открытию, к чему-то новому.

- Можно ли говорить, что книги надо выбирать так же тщательно, как еду?

- Не разделяю это мнение. Читать надо всё, что подвернется под руку. Польза найдется как от исторических хроник, так и от поваренных книг.

Кстати, хотел бы еще порекомендовать нашей молодежи авторов, которые писали про ислам. Больше чем уверен, понравятся их произведения всем, кто прикоснется к ним. Например, труд Монтгомери Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу» или «Жизнь Магомета» Вашингтона Ирвинга. Ирвинг, на минуточку, считается одним из отцов-основателей американской литературы. В ряду известных писателей, которые изучали ислам, особое место занимает Вера Панова. Я до самых первых своих седин не знал, что у автора «Серёжи» и «Спутников» есть историко-биографический труд «Жизнь Мухаммеда». Правда, издан он был уже после смерти Пановой.

- А кого бы из поэтов вы порекомендовали молодой аудитории?

- Поэзия – младшая сестра Прозы. Она тоньше, изящнее. Хотя бы несколько строк с утра – Пушкина, Гёте, Есенина, Бродского, Цветаевой, Бисултанова, Вознесенского, Гамзатова, Кусаева, Дикаева, Рубцова и так далее, и я уверяю вас, день будет легким. Постарайтесь, если и не полюбить, то хотя бы понять, Маяковского. Обогатитесь хотя бы его «Лиличкой», если не читали до сих пор. Беспощадно гениальное творение!

«Мне, чудотворцу всего, что празднично, Самому на праздник выйти не с кем. Возьму сейчас и грохнусь навзничь И голову вымозжу каменным Невским!»

Это невыносимая боль от одиночества привела поэта к самоубийству.

В общем, надо читать, и читать много.

Ну и, конечно же, обязателен к прочтению Коран. Читайте каждый день и перечитывайте Коран.

- Лема, Вы опытный, вдумчивый читатель, отлично «плаваете» в книжном море. А личные встречи случались с авторами любимых произведений?

- Самая памятная история из этого ряда, наверное, моя первая встреча с великим Абузаром Айдамировым. Это было весной 1989 года. Я - тогда репортер молодежной газеты - только что вернулся из командировки в Грузию, где в начале апреля случилась трагедия, вошедшая в историю, как «Тбилисские события». Напомню, в ночь с 8 на 9 апреля 1989 года на проспекте Шота Руставели в Тбилиси были разогнаны люди, вышедшие на акцию протеста к Дому правительства Грузии. Впервые на всем пространстве СССР властями была применена сила с использованием армии и спецсредств. Были человеческие жертвы, 15 человек, по-моему, убиты и десятки ранены. Для всего Советского Союза это был шок. Попробуйте представить себе это время: Горбачев, перестройка, гласность, демократия, оттепель и… кровь при разгоне демократического митинга! И вот я, молодой в общем-то репортер, отправился в журналистскую командировку в Тбилиси, провел там в течение нескольких дней собственное расследование и, вернувшись, написал репортаж обо всём этом. Репортаж назывался «Улица, которая не ведет к храму». В нем впервые во всей советской прессе была раскрыта вся правда о событиях в Тбилиси и, в частности, о том, что при разгоне демонстрантов власти использовали армию, танки и спецсредства (саперные лопатки, отравляющий газ «Черемуха» и пр).

Это была «информационная бомба». Номер газеты с этим репортажем разошелся весь до обеда. И вот сижу я в своем кабинете на 8 этаже Дома печати. И слышу, как на нашем этаже останавливается лифт… И голос, который тогда без труда узнал бы каждый мало-мальски вовлеченный в политику или, скажем так, любой читающий человек. Это был Абузар Айдамиров! Надо понимать, что популярнее человека в республике тогда не было. Совесть нации, великий чеченский писатель, совсем недавно вопреки желанию официальной власти избранный народным депутатом СССР. И вот я слышу: «Мичахь ву шу и Шахбулатов?». Открывается дверь моего кабинета и входит Айдамиров.

- ВорхI лам баьккхина ас хьуна баркалла ала! (Я пересек семь вершин, чтобы высказать тебе свое восхищение!) - сказал он и обнял меня.

О таком успехе тогда мог мечтать любой журналист. Для меня и сегодня похвала Айдамирова дороже всех премий.

Асет Муртазалиева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить