ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

ХасФото один

ЭДИЛЬБЕК ХАМИДОВИЧ ХАСМАГОМАДОВкандидат исторических наук, историк, публицист и общественный деятель. Родился в 1957 году. В 1975 году поступил в Краснодарский государственный институт культуры (библиотечный факультет), который окончил с отличием в 1979 году. Тогда же принят на работу в научно-методический отдел Чечено-Ингушской Республиканской универсальной научной библиотеки им. А. П. Чехова (в настоящее время – Национальная библиотека Чеченской Республики). С 1993 по сентябрь 2001 года являлся директором названной библиотеки.

После 2001 года занимал должность главного редактора журнала «Вестник «ЛАМ», осуществлявшего поддержку процессов развития в Чеченской Республике открытого демократического общества, совместимого с национальными традициями и исламом. В 2006 году вновь назначен на должность директора Национальной библиотеки Чеченской Республики. В 1988 году окончил аспирантуру при Всесоюзной Книжной Палате (г. Москва). Тема кандидатской диссертации «Развитие книгоиздательского дела в Чечено-Ингушетии. 1917 – 1941 гг.».

Долгое время занимается разработкой проблем общественно-политического развития Чеченской Республики, изучал малоизвестные страницы новой и новейшей истории народов Северного Кавказа, а также вопросы развития культуры и политических институтов в Чеченской Республике. Автор нескольких десятков научных работ, в том числе «История Чечни в XIX – XX веках» (в соавторстве).

Предлагаем вниманию читателей «МС» ответы Эдильбека Хамидовича на вопросы редакционного проекта «Книга – ключ к успеху».

- Какое место в формуле Вашего успеха занимает книга?

- Точно не скажу, но, во всяком случае, – достаточно большое и важное. И дело не только в том, что основополагающая часть знаний, которые у меня есть, получены из книг. Некоторые книги серьезно повлияли на формирование мировоззрения, а отдельные литературные образы – на формирование характера. Наверное, мне с детства был присущ скептицизм. Во всяком случае, героические образы, вроде Павки Корчагина, Овода или Ролана из раннесредневековой поэмы – меня нисколько не прельщали. Так же как и образ капитана Немо из романа Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». Но в этом романе больше всего меня поразил скромный фламандец Консель, который в любой ситуации сохранял хладнокровие, способность трезво рассуждать и верность тому, что он считал своим долгом.

И среди мушкетеров Александра Дюма мне по-настоящему нравился только простодушный Портос, искренне веривший в дружбу. В отличие от своих постоянно интриговавших друзей-мушкетеров, Портос ни разу не пытался использовать дружбу в личных интересах, но всегда был готов бескорыстно помочь им.

А, например, произведения Марка Твена научили тому, что на жизнь и все ее перипетии нужно смотреть с изрядной долей юмора.

Было еще много других книг, которые научили верить в определенные нравственные идеалы, которые, собственно, и наполняют жизнь смыслом.

- Ваше первое знакомство с книгой и библиотекой?

- Настоящее знакомство с книгой началось после того, как я научился читать. А случилось это в конце первого года обучения и достаточно случайно. То ли я был невнимателен на уроках, то ли пропустил какой-то урок, но читать я не научился. А домашние задания по чтению делал очень просто – просил старшую сестру прочитать заданное на дом и запоминал написанное на той или иной строке. Память была хорошая и содержание строчек я путал очень редко, так что учительница списывала все огрехи при чтении на невнимательность. На мое счастье, в классе оказалась девочка, которая, как и я, не научилась читать. Обнаружив это, учительница начала ей объяснять, как из отдельных букв складываются слоги, а затем слова. Я единственный в классе слушал ее объяснения с неподдельным интересом и именно так я научился читать.

Окрыленный открытием и тем, что так и не попался в своем незнании, я начал активно читать, но первоначально ограничивался школьной программой. Настоящий интерес к чтению пробудился, когда мне подвернулись учебники по истории. В третьем классе я капитально освоил учебник по истории древнего мира за 5 класс и в первый раз сознательно и с определенной целью пришел в школьную библиотеку. Немного волнуясь, я попросил дать мне что-нибудь по истории древней Месопотамии. На равнодушном лице библиотекарши отразилось недоумение:

– Месо… чего? – переспросила она.

– Ну, по истории Двуречья – пояснил я, подозревая, что меня выставят из библиотеки на все оставшиеся школьные годы.

Теперь библиотекарша, а это была темноволосая смуглая женщина немного старше средних лет, смотрела на меня с любопытством.

– Подожди, – она скрылась за стеллажами и вернулась с небольшой книжкой. – Того, что ты спрашиваешь, у нас нет. А ты почитай вот эту книгу.

99bfdd70 0383 489b b510 06867e33b57b 1Это была повесть Александра Говорова «Алкмен, театральный мальчик». Первое художественное произведение, которым я зачитывался и благодаря которому мой интерес к истории окреп еще больше, но одновременно появился интерес к художественной литературе. Много лет спустя я сдавал кандидатский минимум на кафедре Московского полиграфического института, которой как раз и руководил Александр Говоров. Он тогда серьезно болел, но сам пришел принимать экзамен. Мы даже немного поговорили, как говорится, «по душам», но я постеснялся рассказать ему, что его книга стала одной из любимых книг моего детства.

А еще школьная библиотекарша посоветовала записаться в детскую библиотеку им. А. Гайдара, о которой я до этого даже не слышал. Что я и сделал буквально на следующий день. В «Гайдаровке» я начал открывать для себя мировую литературу, но книг по истории там было не так много. Поэтому я довольно быстро добрался до центральной городской библиотеки, которая располагалась тогда на проспекте Победы.

- Как, на Ваш взгляд, нужно воспитывать у молодежи любовь к чтению? Какую роль в этом должна играть библиотека?

- Довольно редко любовь к чтению начинается с интересной, захватывающей книги. Чаще всего она появляется в результате длительной и полезной работы с книгами. Большинство людей читает по необходимости: для образования, повышения квалификации, чтобы «не отстать от жизни» и по множеству других причин. В том числе и от скуки. Соответственно, большинство пользователей приходит в библиотеку в поисках информации, а не из любви к чтению.

Библиотека может в той или иной мере удовлетворить потребность пользователя в какой-то информации, но привить любовь к чтению может только библиотекарь. И то только в том случае, если он сам любит читать, хорошо образован, коммуникабелен и наделен интуицией. Та школьная библиотекарша, у которой я попросил почитать что-нибудь по истории Месопотамии, принесла мне художественное произведение, которое сразу же расширило горизонт моего чтения. Это к вопросу об интуиции.

Широта кругозора – первое обязательное условие для того, кто решит связать свою профессиональную деятельность с библиотекой.

И еще. Наиболее эффективный метод воспитания – личный пример. Библиотекарь, который не любит читать, никогда не научит этому другого человека.

- Какой должна быть библиотека сегодня, чтобы стать центром притяжения для масс?

- Сегодня, когда электронные издания с избытком можно найти в интернете, некоторые (на мой взгляд, не слишком далекие) люди вообще не видят смысла в существовании библиотек и библиотечной профессии. Только тот, кто серьезно возьмется за свое образование или просто захочет досконально разобраться в какой-то одной проблеме – очень быстро поймет, что без библиотеки ему не обойтись.

В наше время для библиотеки, как никогда ранее, важно стать центром живого общения, местом интересного и полезного проведения досуга, средоточием духовной и интеллектуальной жизни сообщества, которое входит в зону ее обслуживания. Наличие книжных фондов, интернета, технических средств и т.п. – это только инструменты в руках библиотекарей. Нет хорошего библиотекаря – нет хорошей сельской библиотеки. Нет хорошего коллектива – нет научной, республиканской и любой другой библиотеки.

- Памятный эпизод из жизни, связанный с библиотекой вообще и «Чеховкой» в частности?

- Я пришел работать в «Чеховку» в 1975 году и окончательно расстался с библиотечной профессией в 2014 году. Можно сказать, что с «Чеховкой» связана значительная часть моей жизни. Понятие «памятный эпизод» не совсем подходит для того, что меня связывало с этой библиотекой. Скажу только, что в ностальгических снах мне до сих пор снится та, старая «Чеховка» с ее колоннами, высоченными потолками и какой-то своей, особенной, аурой.

- Какие книги Вы порекомендуете прочитать молодежи в первую очередь? .

- Каждый читает в соответствии со своим вкусом, профессиональным интересом и хобби. Поэтому моя «золотая двадцатка» большинству не подойдет. Дам только один совет для начинающих – начните с классической литературы, причем читайте ее всю без изъятия: отечественную и иностранную, современную и прошедших веков. Вы быстро определитесь с тем, что вам действительно близко, сформируется ваш «вкус» и плюс к этому многое узнаете о жизни и человеческой натуре. После «классики» вы легко сможете отбирать из множества художественных произведений те, которые интересны именно вам. Попутно, как-то сама по себе, сформируется ваша «золотая двадцатка».

И еще. У меня лично не бывает так, чтобы нравилось все творчество одного автора. Например, у Салтыкова-Щедрина люблю только «Историю одного города», у Гоголя – «Ревизора», у Марка Твена романы «Налегке» и «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (у него еще замечательная публицистика) и т.д.

- Какая у Вас настольная книга?

- Настольных книг у меня много. Когда появляется время и желание почитать что-то «для души», – беру книгу в соответствии со своим настроением. Не обязательно художественное произведение. Это может быть и публицистика. Есть, конечно, книги, к которым обращаюсь чаще. Например, роман «Поправка-22» Джозефа Хеллера. В первый раз с этой книгой я познакомился еще на втором курсе института, зимой 1976-1977гг. В общежитии, где я жил, был кружок любителей хорошей литературы – человек 5-6, разных национальностей, разных факультетов и разных курсов. Кто-то добыл на пару-тройку дней первое советское издание Хеллера – этот перевод, выпущенный Военным издательством ограниченным тиражом еще в 60-х годах, назывался «Уловка-22». Читали вслух, собравшись в одной комнате.

Для меня эта книга стала своего рода открытием – насколько я знаю, так еще никто не писал о войне (солдат Чонкин появится намного позже, а бравый солдат Швейк – откровенная сатира). Книга без четко выверенной и последовательно развивающейся сюжетной линии, каждая глава – отдельный эпизод из жизни различных героев, так или иначе связанных с главным героем – Йоссарианом. Книга, полная гротеска, черного юмора, боли и сострадания.

Когда книгу вернули владельцу, я потерял ее из виду почти на двадцать лет. Но не забыл. В марте 1993 г. мне пришлось поехать в Саратов – среди тех, кто спешно покидал Грозный, было немало школьных друзей. Обратно возвращался на поезде с пересадкой в Астрахани. В привокзальном книжном ларьке случайно наткнулся на новый перевод, уже под названием «Поправка-22».

Не меньшее впечатление на меня произвел и второй роман Джозефа Хеллера – «Что-то случилось».

- Есть ли у Вас домашняя библиотека, и если да, как Вы ее пополняете?

- Домашняя библиотека есть. Кое-что из книг покупаю, кое-что мне дарят.

- Спасибо, Эдильбек Хамидович. Удачи Вам и крепкого здоровья.

 

Асет МУРТАЗАЛИЕВА

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить