КУЛИСЫ, ЗАНАВЕС, АКТЕРЫ

i 012

Как однажды сказал Шекспир, весь мир – театр, а люди в нем актеры. Поскольку у человечества нет оснований не доверять классику, весь мир подхватил это утверждение, и вот уже на протяжении нескольких столетий твердит эти слова. Правда, во времена Шекспира не было праздника, посвященного самому театру. Эту оплошность исправили в 1961 году, учредив Всемирный день театра, отмечаемый ежегодно 27 марта.

Интересен и примечателен девиз, под которым проходит этот праздник: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Кроме того, была создана организация «Международный институт театра», деятельность которого, согласно уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира».

В России День театра отмечается широко – и по праву. Русская театральная школа конца XIX – начала XX века считается одной из сильнейших в мире. В этот период русский театр достиг особого расцвета, открыв миру такие имена как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, В.Э. Мейерхольд, М.С. Щепкин и многие другие.

Не перестаю вспоминать короткую беседу отца и дочери в кинофильме «Москва слезам не верит» о том, исчезнет ли театр с развитием телевидения. Надо признать, с момента выхода кинокартины телевидение, в том числе и отечественное, сделало не один, а множество шагов вперед и в какой-то момент действительно заменило почти все. Почти, но не все. Театр смог сохранить себя и свои позиции и сегодня, в XXI веке, когда даже телевидение отошло на второй план, уступив место интернету.

Все дело в том, что фундамент, на котором стоит театр, оказался настолько прочным, что ни время, ни технические новшества не могут его разрушить. Наоборот, он умело использует все новое в своих целях и оттого только выигрывает.

indexА еще он умеет тонко чувствовать настроение зрителя и моментально реагировать на его запросы. Вам грустно? Тогда смотрите комедию. Хочется лирики и душевных переживаний? Приходите на драму. Отчаялись и перестали верить в добро? В таком случае у нас в репертуаре и сказки есть. Так работает Государственный русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова в г. Грозном.

Чуть более года назад я брала интервью у актера театра Альви Махаури. Несмотря на возраст (30 лет) он носит звание Заслуженного актера ЧР и является ведущим актером Лермонтовского. Тогда мы обсуждали множество вопросов, касающихся театра и его творчества. Сегодня, спустя время, я снова обратилась к нему.

Сам А. Махаури не считает себя опытным, бывалым актером.

- Нет, я все еще продолжаю учиться, - говорит он.

У кого и чему может учиться актер театра? У всех и всему. В первую очередь у своих коллег. И не только тех, с кем служит в одном театре. Это режиссеры, которых приглашают, актеры, с которыми доводится встречаться на конкурсах, фестивалях, встречах, во время гастролей. И, разумеется, у тех, кто приходит тебе на смену. Не каждый взрослый человек, не каждый профессионал способен признать тот факт, что у молодежи есть, чему учиться.

У молодых, конечно, больше сил, задора и безрассудства – они еще очень молоды. А еще у них свое видение мира, свой взгляд на явления, образы, героев. Они живут в своем мире, своей эпохе, в своем времени.

 - Мой дед говорил, уважай младшего, и он будет уважать тебя, - говорит Альви. – Я никогда не отношусь к молодым актерам высокомерно, не смотрю на них свысока. Но есть спектакли, когда «в бой идут одни старики». Сложные роли, с которыми начинающий актер может не справиться, отдаются более опытному.

Напомним, в прошлом году Альви Махаури состоялся и как режиссер, автор сказки «Новый год у разбойников». Это легкий спектакль для детей, который оценили и взрослые. Известные сказочные персонажи, идущие в ногу со временем. Им, как и нам, не чужды ни зло, ни добро. Они также пользуются всеми благами цивилизации, и отчаянно хотят быть счастливыми.

Чтобы удивить зрителя пришлось изрядно потрудиться всем – актерам, режиссерам, костюмерам. И когда состоялся первый показ – премьера, стало понятно: оно того стоило.

Отрадно и то, что Всемирный день театра – праздник не только актеров и режиссеров, но и всех, кто, так или иначе, сопричастен этому искусству: костюмеры, декораторы, технические работники и, разумеется, зрители. А потому в этот день счастливы не только театральные работники, но и зрители. Каждый по-своему.

Накануне праздника, 26 марта, в г. Грозном состоялось мероприятие, приуроченное сразу к двум праздникам – Дню работника культуры и Всемирному дню театра. В связи с этим в зале собрались не только работники республиканских театров, но и других культурных учреждений региона. В ГТКЗ чествовали актеров, библиотекарей, сотрудников музеев и т.д. Многие из них получили высокие награды из рук Главы ЧР Рамзана Кадырова и министра культуры ЧР Хож-Бауди Дааева.

По окончании официальной части состоялся большой концерт, в котором приняли участие все творческие силы республики, в том числе и дети. Выступления детей особо ценны – приглядитесь к их лицам. Ничего кроме чистоты и искусства в них нет.

- Нужно сделать так, чтобы ребенок тебе поверил, - сказал А. Махаури, когда мы обсуждали его работу над сказкой. – Детей невозможно обмануть, возможно, потому, что они сами не умеют обманывать.

Возможно, по этой причине с детьми-актерами трудно работать некоторым режиссерам. «Тонкая и сложная работа», - сказал мне один режиссер во время беседы.

Что же до взрослых, избравших стезю театрального актера, то они отлично помнят, что и сами были детьми, молодыми людьми, сильными, здоровыми и рисковыми. Став старше, опытней, мудрее, они чаще устают, но продолжают трудиться, потому что останавливаться нельзя. Репетиции, заучивание текстов и снова репетиции. Между ними – спектакли, премьеры, выезды.

Во всем этом рядом с актерами их зрители. Они готовы возвращаеться в театральные стены снова и снова. Зачем?

- Как зачем? Лечить душу, - коротко отвечает Альви.

 

Виктория Хан

Фото М. Садулаева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить