Приобщаясь к наследию предков

Без имени 1 копия

Настоящими мастерицами были наши бабушки и прабабушки, которые не боялись кропотливой ручной работы. Каждая девушка в то время умела шить, и даже свое приданное – от простых полотенец до шерстяных платков – вышивала сама. Кроме этого, они также занимались изготовлением войлочных ковров. Проних мы и поговорим в данной статье.

Войлочный ковер, он же «истанг» – традиционный чеченский ковер, украшенный национальным орнаментом. Производство истангов существовало в Чечне, а также в Дагестане и Ингушетии.

У чеченцев достаточно хорошо была развита обработка шерсти, из которой изготовлялись разного качества сукна, платки, бурки, войлоки, кошмы, ковры и другие шерстяные изделия. Войлочные ковры могли быть разноцветными и однотонными, с бахромой или с разноцветным орнаментом. Мотивами орнамента, узоров служили символические изображения солнца, звезд, полумесяца, оленьих рогов, а также растительного орнамента.Производство ковровых изделий было долгим и изнурительным процессом. Тем не менее, этим на Северном Кавказе традиционно занимались женщины.

Мастерицы руками медленно, без лишних усилий катали рулон шерсти. Каждый такой цикл продолжался примерно 20 минут, после чего делался небольшой перерыв. Всего таких циклов было 4–5. Далее катание шерсти продолжали предплечьями под давлением всего тела катальщицы. Рулон периодически разворачивали, обрызгивали горячей водой, корректировали форму и снова сворачивали. Так продолжалось до тех пор, пока войлок не достигал нужного качества. При этом число циклов никогда нельзя было определить заранее. Обычно уваливание завершалось за один день, но иногда могло растянуться и на два–три дня. После чего войлок разворачивали и стирали в проточной воде. Затем его, туго натягивая, наматывали на массивную палку, и, перевязав в нескольких местах, ставили в угол. Через один–два дня вода стекала, и войлок принимал окончательную форму.

В настоящее время истанги производятся в единичных экземплярах художниками и энтузиастами народных промыслов.Одним из таковых является Султан Исаев. Султан родом из села Хелди Итум-Калинского района Чеченской Республики. По образованию историк, закончил исторический факультет ЧГУ. В настоящее время учится в аспирантуре по специальности археология. Работает старшим научным сотрудником Центра археологических исследований Академии наук ЧР.

– Впервые войлочный ковер я сделал летом 2016 года. Теоретические знания по процессу валяния получил от моей родственницы Халипат Ганиевой, которой, к сожалению, уже нет с нами, – делится Султан. – Есть такая научная дисциплина – экспериментальная археология, когда воспроизводят древние технологии производства того или иного изделия. И вот, будучи в гостях у родителей в Волгоградской области, увидев у них шерсть, выброшенную после стрижки овец за ненадобностью, я решил попробовать заняться производством войлочных ковров.

По словам Султана, работа эта очень сложная, требующая терпения и усидчивости.

– Шерсть нужно очистить от колючек, расчесать, свалять полотно, покрасить и т.д. Работа эта также требует четкого технического выполнения. Стоит только налить чуть больше воды, чем нужно, то может получиться брак и вся работа проделана в пустую, – говорит Султан.

Вначале Султан использовал шерсть, которая оставалась у родителей после стрижки овец. Но, так как он живет в квартире, то обрабатывать и чистить эту шерсть приходилось на балконе, что было весьма проблематично.

– Учитывая все сложности, возникающие при работе с местным необработанным сырьем, мне пришлось перейти на фабричную шерсть, которая на фабрике уже постирана и окрашена. Готовую шерсть я закупаю через интернет, – говорит С. Исаев.

При изготовлении войлочных ковров Султан использует орнаменты со старых истангов и петроглифов с древних вайнахских башен.

– Сам процесс валяния с древних времен практически не изменился. Готовая шерсть выкладывается на плотную ткань, поливается горячей мыльной водой и сворачивается в рулон. Затем на протяжении получаса раскатывать, периодически развязывая для проверки пока шерсть не сваляется в плотное полотно. После полученное полотно сушат и наносят орнамент.

Как признается Султан, за период своего увлечения изготовлением истангов, в общей сложности он сделал более пятидесяти ковров. Сегодня он делает истанги на заказ, также принимает участие в различных выставках. Работы Султана увезены туристами в США, ОАЭ, Францию, Германию и в различные регионы России.

Залина Курбанова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить