В честь юбилея М.Ю. Лермонтова

Mikhail_lermontov.jpg

В Доме радио прошла пресс-конференция с участниками автоэкспедиции в честь 200-летия со дня рождения классика мировой литературы М.Ю. Лермонтова. Целью организаторов мероприятия является пропаганда творчества М.Ю. Лермонтова как культурной составляющей современного общества, объединяющей народы, регионы и государства.
На пресс-конференции присутствовали: главный специалист-эксперт отдела информационных технологий Д. Сардалов, вице-президент АН ЧР С. Айсханов, директор департамента внешних связей И. Хаджимурадов, заместитель председателя Комитета Парламента ЧР по международным, межпарламентским связям, национальной и информационной политике М. Алхазуров и другие официальные лица.

культурный центр района

_центр.jpg

Уроженец села Надтеречное Арби Мамакаев родился 2 декабря 1918 года. Его отец был вовлечен в революционную борьбу и погиб, когда мальчику было всего 5 лет. После этого заботу об Арби берет на себя государство. Мальчик заканчивает все необходимые учебные заведения. В 1936 году он окончил высшие курсы драматургии. С этого же момента в печати появляются и первые стихи будущей знаменитости. Однако время то было не спокойное, Арби Мамакаев, как и другие представители интеллигенции, испытал тяготы тоталитарного режима страны Советов. Всему виной стали ложные доносы и обвинения. Арби Мамакаев прожил около 40 лет, из которых четырнадцать были проведены в тюрьмах и лагерях. На его долю выпали все ужасы «сталинского ада». На протяжении многих лет Арби Мамакаев считался «врагом народа». Лишь в 1957 году ему удалось вернуться на родину. Жизнь великого и талантливого человека была коротка, но после него остались поэмы, пьесы, повести и, конечно же, красивые стихи. Арби Мамакаев мечтал о светлом будущем своего народа, и призывал своим творчеством беречь свободу и счастье.Не страшны нам бури и ненастья. Пусть над нами солнце ярко брызнет! Только так мы завоюем счастье! Для себя и для своей Отчизны!

Вайн амалш

_амалш.jpg

Лераме газетдешархой, тIедогIучу Нохчийн меттан денна лерина, оха шун тидаме юьллу нохчийн халкъан яздархочун Айдамиров Абузаран «Вайн амалш (сиркхонаш, къинош, лазамаш)» киншкин тIера кийсаг.
Стаг цомгаш хилча, цкъа хьалха цуьнан цамгар а къастайой, оцу цамгаран бахьанаш а карадой, тIаккха цунна дарбанаш леладо лоьраша.
ХIокху тIаьххьарчу шерашкахь нохчийн къомана тIехIиттинчу бохамаша дуккха а ойланаш йойту нахе. Оцу бохамийн хьостанаш, бахьанаш, бехкенаш лоьху. Бехке до оьрсийн паччахьийн, коммунистийн а Iедалш. ХIаъ, хIокху тIаьххьарчу кхаа бIе шарахь нохчийн къомана хиллачу бохамашна бехке ду иза а, важа а. Амма цаьрга и бохамаш шена байта шегара дуккха а бахьанаш, гIалаташ дийлийтина нохчийн къомо, оцу бохамех лардан хьекъал, кхетам ца тоарна. Керлачу бохамех, шен г?алатех нохчийн къам лардалийта Iалашо йолуш язйина ас сайн исторически произведенеш: «Еха буьйсанаш», «Лаьмнашкахь ткъес», «Дарц», «Кхолламан цхьа де», «Калугера йийсар», «Хронология истории Чечено-Ингушетии», газеташна тIехь зорба тоьхна цхьамогIа публицистически статьяш - «Къоман яхь» /«Ленинан некъ», 6 сентябрь 1989 шо, №107/, «Люди, судьбы, нравы» /«Грозненский рабочий»,10 декабря 1989г., №283/, «Халкъан доьналлин хьоста»/ «Ленинан некъ», 11 апрель 1990 шо, №44/, «Связь времен»/ «Комсомольское племя», 26 июля, 2,9 августа 1990 г. №30,31,32/, «Сихалла–бохаман накъост»/ «Даймохк», 26 февраль 1992 шо, №39/, «Мехк-Кхиэл»/ «Даймохк», 24 апрель 1992 шо, №81/, «Разум должен восторжествовать»/ «Голос Чеченской Республики», 31 декабря 1992 г.№233, 12, 13, 15 января 1993 г. №1, 2, 3/, «Со дуьхьал ву нохчий тайпанашка бекъарна» /«Даймохк», 16 октябрь 1993 шо, №70/, «Я вижу очищение людей только в религии» /«Зори ислама», май 1994 г. №2/ иштта дIа кхин а.

Неделя культуры В ЧГПИ

_культуры_в_ЧГПИ555.jpg 

Как известно, 2014 год Указом Президента РФ В.В. Путина объявлен годом культуры. Несомненно, это свидетельствует об особой важности приобщения народа к культурно-историческим корням и духовным ценностям. В связи с этим, особое внимание проведению культурно-просветительских мероприятий уделяется и в нашей республике. Так, на днях в Чеченском государственном педагогическом институте состоялось торжественное открытие недели культуры, на котором присутствовали министр культуры ЧР Х-Б. Дааев, министр ЧР по делам молодежи М. Тагиев, директор Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР Б-А.Тевсиев.
Неделя культуры в ЧГПИ будет проходить с 3 по 11 апреля. В программе недели мероприятия разных направлений: встреча с писателями, концерты мастеров искусств, посещение памятных мест, в том числе и музеев, творческие встречи, национально-культурные мероприятия, в числе которых такие, как «Синкъерам», «Нохчийн кхача», фестиваль культуры речи, первенство по национальным видам состязаний среди студентов, экскурсия по историческим местам и достопримечательностям, находящимся в Итум-Калинском районе.
Следует отметить, что в ЧГПИ готовят специалистов по изобразительному искусству, творческие работы которых так же планируется выставить в ходе недели культуры. Есть здесь и специальность «Декоративно-прикладное искусство», где готовят специалистов народного промысла. Студенты данной специальности имеют в распоряжении мастерские, где они создают изделия из глины, и у них уже есть своя небольшая коллекция. Гордятся студенты ЧГПИ и специальностью «Музыкальное образование», благодаря которой все их праздничные мероприятия сопровождаются музыкальными номерами в исполнении студентов.

Точность и образность

.jpg

Читая стихи Алвади Шайхиева, я в который уже раз убеждаюсь, что настоящая поэзия не делит жизнь на тематические клетки. Она берет жизнь в ее целости, в самобытности человеческой судьбы, в связях человека с миром, природой, с прошлым и будущим, с народной традицией и народной неутомимостью и жажде перемен. Она утверждает поэтичность всех сторон человеческого бытия, всей материи будней.
Есть высшее мужество для поэта – быть тихим. Какая нужна дерзость – выйти к читателю без бутафории, без труб, без «пиротехнических» эффектов. Быть скромным и сдержанным, не бояться быть незамеченным, не стараться понравиться во что бы то ни стало, а заботиться лишь об одном: отыскать и высказать правду. Смелость жертвовать эффектностью ради истины, пренебречь немедленным успехом, отказаться от внешних «надземных» сооружений – большей поэтической смелости я не знаю. Именно таким поэтом является Алвади Шайхиев. 

 

 

За вклад и развитие культуры


chechnya-history-01.jpgВ Чеченской Республике учреждена премия в области культуры и искусства имени первого Президента ЧР, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова.
Как отметили в Министерстве культуры ЧР, премию будут вручать ежегодно за создание наиболее талантливых и оригинальных произведений искусства и реализацию творческих и исследовательских проектов в сфере культуры. Всего предусмотрено три премии, размер каждой из которых - 1 млн. руб.

Праздник для искусства

_для_искусства_1.jpg

Театральных деятелей республики
поздравили с профессиональным праздником
В Государственном русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова состоялось торжественное мероприятие, посвященное Всемирному дню театра. Почетными гостями празднества стали Председатель Парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов, депутаты, руководители министерств и ведомств.
С поздравительными словами к деятелям театрального искусства обратился Председатель Парламента Д. Абдурахманов, который напомнил о большом значении, которое первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров придавал культуре, а также о первых шагах в развитии театрального искусства в тяжелые для всего народа годы.

ДIонди-Юьрта бIаьсте кхаьчна

3.jpg

ДIонди-Юрт. Нохчийчохь и цIе хазаза кIезиг нах хир бу. Вайна кест-кеста телевизор чохь го махкахь бевзачу нехан цигахь хилла цхьаьнакхетарш, артисташа цу меттехь яьхна йолу исбаьхьа музыкальни клипаш, халкъан дахарх лаьцна передачаш. Вайна хезна иза музей хилар а, нохчийн хьалха хилла дахар цигахь гойтуш хилар а.
Амма муха, хIун меттиг ю те иза? ХIунда аьлла цунах «ДIонди-Юрт»? Муха кхоллаелла иза? Иштта дара, Хьалха-МартантIе ваха араваьлча, сан коьрте даьхкина хаттарш. Iуьйранна хьалххе новкъа велира со. Музейн деца Сатуев Адамца хьалхо телефонехула къамел хиллера сан таханлерчу цхьаьнакхетарх лаьцна.
«ДIонди-Юрт» Хьалха-Марта гIалин йистехь ю, ГихтIа боьдучу новкъахь. Кевнна тIехула долчу уьнна тIехь даккхийчу элпашца яздина «ДIонди-Юрт» аьлла ду. Адам уьйтIахь вара. Иза юккъерчу дегIахь, ханна 50 шо хир долуш стаг ву, йоца кIайн маж а йолуш. Шуьйра белшаш, ондий меженаш – гIора хаало цуьнгахь. Тхойшиъ вевзинчул тIаьхьа, музейн цIенош а, царна чохь йолу хIуманаш цкъа хьалха дIа а гойтуш, царах лаьцна дуьйцур ду ша, элира Адама, ткъа цул тIаьхьа сан хаттаршна жоьпаш а луш, къамел а дийр ду вай аьлла. Со резахилира.

«Русские лица кавказской национальности»

_лица_кавказск.jpg

В Центральной городской библиотеке г. Грозного состоялось значимое для коллектива МС событие: одна из наших сотрудниц - Елена Фиткулина - презентовала персональную фотовыставку.
Елена родилась и выросла в Грозном. Она одна из тех немногих представителей русскоязычного населения, которые в годы двух военных кампаний не покинули родную республику.
Фотографией Е. Фиткулина увлеклась в 2009 году. Несмотря на то, что она получила экономическое образование, ей никогда не были чужды творческие изыскания. Именно поэтому, когда судьба свела ее с одним из самых известных и талантливых фотографов Чечни Мусой Садулаевым, она, если можно так выразиться, заразилась фотоискусством.
- Поначалу у меня был совершенно простенький фотоаппарат, - рассказывает Елена. – Потом приобрела более качественную аппаратуру, постепенно втянулась в этот процесс и решила, что это будет моей основной деятельностью и профессией.
Название проекта «Русские лица кавказской национальности» говорит само за себя: в нем рассказывается о русскоязычном населении Чеченской Республики, и представлен он в черно-белой гамме на 45 картинах.

Театральная жизнь

_MG_0575_копия.jpg

Как мы знаем, театр не существует без зрителей, без человека, которому адресованы спектакли. Выбирая для постановки ту или иную тему, взволновавшую режиссера, он должен передать зрителю эту свою взволнованность, остроту видения, понимания авторского замысла. Цель любого спектакля, сделан ли он на основе классической драматургии или на материале живой, сегодняшней действительности – растревожить совесть человека, дойти до подкорки, разбудить те святые вечные чувства, которые заложены в каждом из нас матерью, домом, обществом и которые, в силу определенных обстоятельств, словно покрылись паутиной.Как мы знаем, театр не существует без зрителей, без человека, которому адресованы спектакли. Выбирая для постановки ту или иную тему, взволновавшую режиссера, он должен передать зрителю эту свою взволнованность, остроту видения, понимания авторского замысла.