НЕТ ПРАВА НА ОШИБКУ

photo5362017707437959309

Автокатастрофа. Шум. Скрежет. Жертвы. Счет пошел на секунды. Некоторые очевидцы держатся в стороне, другие наоборот - хотят помочь. Однако, стремясь помочь, нужно помнить о том, чтобы не навредить. О поведении при чрезвычайных ситуациях многим говорили в автошколах и на уроках БЖД. К счастью, такие случаи происходят не так часто, но из-за отсутствия практики можно многое позабыть.

Как сообщают специалисты, от безучастности и безграмотности очевидцев чрезвычайных ситуаций гибнет 70% пострадавших. Такие цифры удручают и удивляют, ведь из них следует, что мы стали равнодушны друг к другу. С чем это связано и что нужно делать в экстренных ситуациях рассказала начальник учебного центра медицины катастроф Роза Азиева.

- Самое опасное  в чрезвычайных ситуациях - это поведение людей, которые оказывают помощь на месте. Если очевидец не владеет навыками оказания первой помощи или спасательной работы, лучше  не трогать пострадавшего и вызвать скорую медицинскую помощь – это важно! – говорит Р. Азиева.

На сегодняшний день наиболее частые чрезвычайные случаи - это ДТП, взрыв бытового газа и угар. В зависимости от каждой ситуации зависит оказание той или иной помощи. В случае с ДТП необходимо исключить факторы риска для своей жизни и жизни пострадавшего. Это может быть утечка газа, бензина, масла или любого горючего материала. Для этого отсоединяют аккумулятор или отталкивают машину от оживленного места. 

- Обезопасив себя и окружающих, необходимо подойти к пострадавшему и определить его состояние. Для этого необходимо  громко окликнуть и спросить, где и что болит, слегка потрясти. Человек в сознании подаст признаки жизни: стон и реакция на звуки. В противном случае нужно проверить пульс, если его нет - приступить к  извлечению пострадавшего из автомобиля. Перед этим необходимо зафиксировать шею пострадавшего, так как  шейный отдел очень уязвим. В таких случаях под рукой не всегда может оказаться рукав или воротник, поэтому можно взять любой кусок картона, фанеры, блокнота и зафиксировать ими шею, обмотав бинтом. Если нет твердых предметов для фиксации, можно свернуть в форму каната куртку или свитер, завести его спереди назад и под шеей сделать узел, который не даст шее согнуться. Только после этих процедур можно извлекать пострадавшего из машины. Но и здесть есть свои правила, - рассказывает Р. Азиева.

8. Izvlechenie gruz 0Чтобы не нанести травму при извлечении, необходимо зафиксировать  позвоночник. Для этого захватывают пострадавшего за пояс сзади или сбоку, развернуть к себе и просунуть свои руки ему подмышки, захватить его предплечье одной рукой, затем второй рукой, взвалить пострадавшего себе на грудь и вытянуть его из автомобиля наружу, продолжая удерживать пострадавшего за предплечья.

- После того, как человека извлекли, мы определяем дыхание, пульс и сознание. Дыхание определяют по трем признакам: вижу, слышу и ощущаю. То есть, смотрим, поднимается грудная клетка или нет, чувствуется ли поток воздуха на щеке и слышно дыхание. Эти признаки определяются одновременно, когда наклоняешься к голове пострадавшего. Затем проверяем пульс и сознание - расширенны ли зрачки, для оценки этого состояния требуется 7-10 секунд. Если сознания и пульса нет, дальнейшие действия будут связаны с восстановлением дыхания, - рассказывает Р. Азиева.

Для восстановления дыхания нужно расстегнуть стесняющую одежду и пояс, обмотать указательный и средний пальцы бинтом, целлофановым пакетом или платком и очистить ротовую полость выгребающими движениями от возможно скопившейся там крови, рвотных масс, выбитых зубов и протезов, которые могут забить дыхательные пути.

Затем максимально запрокидываем голову пострадавшего, положив одну руку на лоб, а другу на подбородок. В этом процессе также есть фактор риска – это возможные болезни, поэтому накрываем рот пострадавшего куском бинта или салфетки. Один человек делает искусственную вентиляцию легких, второй - непрямой массаж сердца. Если рядом никого нет, то нужно чередовать два вдоха и тридцать нажатий. Непрямой массаж сердца делают только на твердой поверхности.

- Для искусственного дыхания зажимаем нос, обхватываем полностью рот и вдуваем поток воздуха два раза в течении 2-3 секунд. Если пострадавший - взрослый человек, для непрямого массажа сердца прикладываем на соединение нижних ребер с грудиной (на угол) два пальца,  а основание ладони - на середину, ровно выдвигаем свои руки, не сгибая локти, делаем прогиб грудной клетки на 3-4 сантиметра и четко считаем каждое нажатие. Для  детей до одного года непрямой массаж сердца делают двумя пальцами и двумя вдохами, пригибая грудную клетку на два сантиметра.  Пальцы располагать нужно вдоль грудины, а не поперек, так как у них очень тонкая грудина. Если ребенку нет восьми лет, то массаж сердца нужно делать одной ладонью, прогибая грудную клетку на 2-3 сантиметра. Спустя минуту нужно проверить пульс и дыхание. За одну минуту необходимо сделать не менее 120 нажатий. Пульс и дыхание  могут появиться в любое время.

Если через полчаса не удалось восстановить дыхание и пульс, а скорая помощь еще не прибыла нужно посмотреть на пальцы рук, ногти ног и на виски. Если они синюшные, необходимо открыть веки,  взять глазное яблоко  двумя пальцами и сжать. Если зрачок станет вертикальным, как кошачий, то человек находится в состоянии биологической смерти, и любые действия бесполезны. Если зрачок возвращается в исходную форму - мозг работает и нужно продолжить, - объясняет Р. Азиева.

В форме спасателя

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не продержится долго в такой трудной профессии, если не чувствует в этом своего призвания. Каково это быть человеком, дающим надежды, мне удалось ощутить и на себе. 

Оказавшись на соревнованиях по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия в пожарно-спасательной части Заводского района г. Грозного, журналисты республиканских СМИ попробовали себя в роли пожарных и спасателей.

Пока члены моей команды журналистов оспаривали право использования гидравлических ножниц, переодевшись в спецодежду, я получил подробный инструктаж по деблокировке пострадавших из машины. Для меня главное было показать себя с лучшей стороны. Чтобы наша команда не ударила  в грязь лицом, мы выполняли все свои действия строго в соответствии с инструкцией.

Форма спасателей МЧС не самая удобная, а мне к тому жедостался шлем большего размера, и мне постоянно приходилось его поправлять.

Наша задача состояла в том, что бы вызволить пострадавших из машины. Бью по телу руками, чтобы настроиться. Когда все началось, не было ощущения усталости, в голове напутствия спасателей.

Нам нужно было взять носилки с инвентарем, поставить башмаки плд колеса, проверить багажник, разбить заднее стекло автомобиля, залезть в машину, накрыть пледом пострадавших, надеть медицинский ошейник, закрепить шину на руку и т д.

Благодаря своей комплекции я с легкостью залез в авто, но здесь начал подводить шлем. Низкий потолок и каска на голове закрыл мне весь обзор. Когда я, наконец, смог оглядеться, я приступил к спасению пострадавших: накрыл пледом, закрепил воротник. Тем временем мои коллеги вот-вот должны были открепить крышу. Полдела сделано: прекрасный седан с горьковского автозавода превратился в кабриолет с полуживыми пассажирами.

Слышу голоса товарищей: «Вытаскивай!? Нет, стой!?» К счастью, я был не один и мне не пришлось нести нелегкий груз на себе. При переносе пострадавшего на носилках к машине скорой помощи, важно не уронить его, так как приходится бежать. Когда двери скорой помощи с пострадавшим захлопнулись, раздались аплодисменты и тяжелый выдох: задача выполнена.

«Три минуты», - кричит судейская команда, но для нас это было мгновение.

Конечно, мы, не профессионалы, а журналисты, которые стали на пару минут спасателями. Ошибки были, и много. В первую очередь, я понял, что не всегда нужно слушать советчиков: в тот момент, когда мне говорили вытаскивать пострадавшего, я должен был наложить бинты на раны и шину на сломанную руку, но забыл об этом. Это были всего лишь соревнования, но в реальности я бы мог навредить пострадавшему и сделать еще хуже. Да, я не спасатель, но за это я судил себя строже, чем комиссия наблюдателей.

В жизни мы встречаем много советчиков, из-за которых совершаем ошибки, но когда от тебя зависит жизнь и здоровье человека, нужно иметь самообладание и не идти на поводу у людей.

После завершения соревнований спасатели сказали, что важна не скорость, а правильность того, что вы делаете, чтобы не навредить еще больше.

 

Махьмад-Салах Ильясов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить