Зависимость детей от социальных сетей

Instagram 1

Сегодня психологи уже просто не успевают исследовать все новые разновидности компьютерных девиаций. Возрастающая компьютеризация и «интернетизация» общества поставила острую проблему патологического их использования. Возник даже термин «сетевая зависимость» и его синонимы: нетаголизм, интернет-аддикция, интернет-поведенческая зависимость, виртуальная аддикция, патологически избыточное использование интернета.

Интернет-общение даром не проходит. Ведь оно заставляет ощущать собеседника «виртуальным», и потому человек в сети чувствует себя спокойным – тут не надо думать о своей внешности, одежде и всем прочем (внешность, возраст, коммуникативные умения и т.д. значения не имеют). М. Пайк замечал: «Для некоторых IRC является местом, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни». Общаясь в интернете, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.
В последние годы начали говорить о проблеме зависимости от «лайков», которые подчас пытаются заполучить самыми неожиданными, а подчас – и небезопасными способами. Составной ее частью стала селфи-мания и ее разновидность – съемка и выкладывание в интернет видеороликов не только сомнительного, но и подчас откровенно криминального содержания – опять-таки в погоне за «лайками», совмещенная с чувством собственной «крутизны».
Зависимость от социальных сетей детей поведенчески проявляется в том, что аддикты фактически живут в Сети, начиная отказываться от своей жизни «в реале», проводя в виртуале по 18 часов в сутки. Еще одно определение сетевой зависимости – навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Сети, будучи on-line.
Интернет у ребенка удовлетворяет многие как подсознательные, так и сознательные его потребности. В нем есть все, чем он может увлекаться. И в этом – основная причина, которая объясняет его страсть к социальным сетям. Уход в виртуальный мир стал одной из самых распространенных поведенческих стратегий современных детей в сложных жизненных ситуациях. Есть уже даже целая теория, согласно которой «алкоголем» в постиндустриальную эпоху стали наркотики, а в эпоху информационную – компьютерные игры и прочие виртуальные развлечения.
Самое страшное, что можно только представить – это патологические зависимости, сформированные в период взросления, поскольку эффективная коррекция этих пагубных пристрастий возможна, в массе своей, исключительно в период ее (зависимости) формирования. Но если исходить из общего числа зависимостей, то наиболее сложными – как для диагностирования, так и для их коррекции – нехимические зависимости, и сегодня самым распространенным ее видом – зависимости от социальных сетей. Сегодня патологически-навязчивое пристрастие к проведению за компьютером массы времени стало очевидным, и в этой связи оно в современном обществе все проблематичнее с каждым годом. Особенно тревожит то, что уходят в «виртуал» чаще всего дети и подростки. Дав ребенку свободный доступ к компьютеру, родители сначала довольны: он всегда дома, сидит спокойно, не мешает другим отдыхать либо заниматься домашними делами. Но статистика, которая свидетельствует о компьютерной зависимости как о новом заболевании – тревожащая. Связано это с тем, что еще не сформировавшаяся психика весьма уязвима. И сегодня дети в принципе не представляют свою жизнь, учебу досуг и без компьютера вообще. Психологи в тревоге – компьютерные игры вызывают привыкание и зависимость, аналогичные наркотическим. И бороться с этим трудно – сегодня в жизни подростка компьютер занимает по значимости первое место.

Зарета Хилиева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить