Праздник укрепления веры

KMO 155272 00066 1 t222 105928Миллионы мусульман во всем мире готовятся отметить один из важнейших религиозных праздников – Курбан-байрам.‎‎ Это праздник жертвоприношения и окончания хаджа, отмечаемый в десятый день последнего месяца мусульманского календаря Зуль-хиджа. В 2017 году 10-й день Зуль-хиджы приходится на 1 сентября. В связи с этим, по словам помощника муфтия ЧР Усмана Осмаева, в адрес Главы ЧР направлено письмо с просьбой объявить 31 августа, 1, 2, и 3 сентября выходными днями.

Месяц Зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев мусульман. Это один из четырех запретных месяцев (Раджаб, Зуль-хиджа, Зуль-каада, Мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит, когда их совершают в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». (Аль-Бухари).

Первые десять дней Зуль-хиджа следует встретить с искренним покаянием в своих грехах. Важно провести эти дни в усердном поклонении и совершать больше благих дел. К праведным делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты. Именно в эти дни миллионы паломников со всех уголков света, оставив на время свои семьи, работу и мирскую суету, устремляются в священную Мекку для совершения хаджа. В этом месяце также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число), когда паломники, совершающие хадж, прибывают в местность Арафа. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа.

История праздника

Традиция жертвоприношения ради Всевышнего уходит своими корнями в далекое прошлое, а начало было положено великим пророком Ибрахимом (мир ему). Согласно Корану, архангел Джабраил явился во сне Ибрахиму и передал повеление Аллаха, чтобы пророк в доказательство покорности божьей воле принес в жертву своего сына Исмаила. Готовясь к обряду, Ибрахим отправился в долину Мина, к месту расположения Мекки. Исмаил последовал за ним, повинуясь воле отца и Всевышнего. История с жертвоприношением Исмаила закончилась благополучно – когда жертвенный нож уже был занесен над юношей, Аллах смилостивился, затупил орудие убийства и заменил Исмаила жертвенным животным. Поступок пророка является символом повиновения и искренней любви к Аллаху. Так, в знак праведной веры и любви к Всевышнему, в праздник Курбан-байрам мусульмане совершают обряд жертвоприношения.

Религиозный обряд и правила подготовки

К празднику Курбан-байрам готовятся заранее. Необходимо успеть приобрести жертвенное животное, если такового нет в собственном хозяйстве. Это может быть как крупный рогатый скот, так и мелкий. Главное требование – животное должно быть здоровым и не может иметь никаких изъянов.

– Чтобы заслужить довольство Всевышнего, мусульмане должны соблюдать все правила подготовки и закалывания жертвенного животного. Овцу или козу можно принести в жертву только от одного человека, а корову, быка или верблюда – от семи человек. Стоит также учитывать, что возраст верблюда должен быть более пяти лет, быка или коровы более двух лет, а возраст овец – больше одного года. Мясо жертвенного животного делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей и друзей, а третью оставляют себе. Таким образом, мясо жертвенного животного не только способствует духовному очищению человека, но и обеспечивает питанием бедную часть мусульманской общины, – рассказывает У. Осмаев.

В Курбан-байрам должно совершить полное омовение и надеть чистую одежду. После утренней праздничной молитвы мулла читает проповедь, во время которой прославляют Аллаха и пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). После совершается сам обряд. Время обряда жертвоприношения наступает сразу после окончания праздничной молитвы и завершается незадолго до захода солнца в третий день праздника.

По словам богослова, люди часто задают вопросы об обязательности проведения жертвоприношения. Следует помнить, что это сунна, и мы знаем, что сунна является не обязательным, а желательным действием. Также спрашивают о нормах совершения обряда для человека, который имеет долги.

– Если человек стоит перед выбором погасить долг или часть долга, либо потратить имеющиеся деньги на покупку животного для совершения обряда жертвоприношения, то сначала он должен согласовать это с человеком, которому должен, и только после его позволения совершить обряд.

Хотелось бы призвать верующих как можно внимательнее относиться к исполнению всех норм жертвоприношения, чтобы не обратить по незнанию религиозный обряд в обычную покупку мяса, – предостерегает У. Осмаев. – Стоит отметить, что покупка жертвенного животного оказывается довольно затратным делом для малоимущих семей. В связи с этим ежегодно руководство республики помогает малоимущим с приобретением жертвенного животного, - подытожил он.

Праздничный стол

Каждый верующий в эти праздничные дни старается собрать как можно больше гостей и порадовать их разными угощениями. Причем, чем больше угощений, тем лучше. В основном на праздничных столах у местных хозяек можно увидеть блюда национальной кухни: галушки с мясом, плов, манты, шашлык, лагман, тефтели, сладкую выпечку и многое другое.

– В первый день по традиции готовлю галушки с мясом. На второй день что-нибудь жидкое: наваристый борщ или шурпа с зеленью. Также часто готовлю излюбленное в нашей семье татарское блюдо из овечьих потрошков. В блюде можно использовать все по вашему вкусу – печень, сердце, почки и даже легкие. Готовят блюдо в чугунной сковороде либо в казане. Набор необходимо нарезать: сердце, печень и почки крупно, а легкие мелкими кусочками. В сковороде подогреть масло с зубчиком чеснока. Первым обжарить сердце в течение пары минут, затем добавить печень и почки, после – легкие. Далее добавить лук, нашинкованные помидоры и перец. Они придадут блюду хороший вкус, сок и мягкость. Тушить, помешивая пять минут. В конце нужно посолить, поперчить и перед подачей посыпать нарезанной кинзой. Также на гарнир можно приготовить рис, макароны или картошку, – делится рецептом хозяйка из села Пригородное Рукият Магомадова.

Чем запомнился праздник?

Фатима Цагуева:

– Курбан-байрам – символ чистоты и крепости веры. Для меня этот праздник всегда был наполнен добрыми и светлыми воспоминаниями. В детстве я с родителями жила в селении Богородское Саратовской области. Мусульман в селе было немного. В Курбан-байрам мы обычно собирались вместе в большом доме, как правило, чаще всего у казахов, готовили разные мясные блюда. Основным блюдом был казахский бешбармак, которым мы, дети, наедались до отвала. На таких встречах в качестве имама часто выступал мой отец, а я с чувством гордости его слушала.

Поздравляю всех с наступающим праздником. Желаю, чтобы он наполнил душу каждого добротой и ярким светом.

Халиф Умаров:

Я родился и вырос в семье, в которой нас, детей, с малых лет воспитывали в соответствии с ценностями исламской религии. Помню, как отец с матерью (к сожалению, дедушка с бабушкой рано ушли в мир иной – Дала гечдойла царна) всегда рассказывали нам интересные и поучительные истории религиозного характера. Они помогали нам заучивать наизусть некоторые короткие суры Корана, объясняли, и на собственном примере показывали правила совершения намаза, а ночью перед сном мы должны были восхвалять пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) трехкратным чтением салавата вслух.

Все это происходило в советские времена, когда религию называли не иначе, как опиум для народа. В месяц Рамадан у детей в учебных заведениях спрашивали, не держат ли они уразу, а совершение намаза во время обеденного перерыва на работе или во время перемены в школе было очень редким явлением и считалось крайне нежелательным действом.

Как бы то ни было, несмотря на многие неудобства и даже запреты на проведение религиозных обрядов, в нашей семье традициям ислама придавалось особое значение, а религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам считались самыми важными в году.

В те времена, если эти праздники выпадали на будние дни, их никогда не объявляли выходными. Однако родители разрешали нам оставаться дома, что нередко становилось причиной проведения родительских собраний в экстренном порядке. Сейчас, по прошествии многих десятков лет, припоминая свое детство и понимая, каким чудесным и незабываемым оно у меня было, я благодарю Всевышнего, что он дал мне таких порядочных, образованных, богобоязненных и заботливых родителей.

Вспоминая то, как в нашей семье отмечали религиозные праздники, могу сказать, что Ураза-байрам мне запомнился тем, что дома у нас всегда был накрыт праздничный стол, приходили соседи и многочисленные родственники, а мы, дети, с утра пораньше с пакетами в руках «выходили на охоту», т.е. ходили по дворам, поздравляли людей, за что они давали нам сладости и угощали разными лакомствами.

Что касается праздника жертвоприношения Курбан-байрам, естественно, в то день также накрывали праздничный стол, ходили в гости, поздравляли друг друга.

Сейчас, когда я сам уже стал взрослым человеком, я, конечно же, по мере возможности соблюдаю все ритуалы и обряды этого прекрасного праздника, история которого, как мы знаем, призвана показать людям, насколько велика щедрость Всемогущего Аллаха по отношению к верующим, и насколько крепкой и непоколебимой должна быть вера людей в Него.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех мусульман с наступающим праздником Курбан-байрам. Желаю, чтобы в каждой семье царили мир, уют, достаток и благополучие. Цените и любите друг друга. Пусть в вашей жизни не будет места раздорам и неурядицам, и пусть вам во всем сопутствует удача.

Залина Хапаева:

– В детстве праздник Курбан-байрам доставлял особую радость и веселье. С самого утра в доме царил большой ажиотаж. Продолжительный гул мужских голосов, живо обсуждающих что-то, порой даже спорящих, заставлял невольно проснуться и выйти во двор. Шли последние приготовления. Мальчишки выбегали понаблюдать за процессом, а девочки, в том числе и я, наоборот, предпочитали ждать в доме.

Когда уже все было готово, отец подзывал меня к себе и с подносом свежего мяса отправлял к маме. Пока мужчины разбирались с мясом, женщины готовили сытный обед. В первый праздничный день мы всегда жарили много мяса с луком. С годами мое восприятие этого праздника изменилось. С пониманием его сути и значимости, начала относиться более серьезно. Сколько я себя помню, каждый год отец совершает обряд жертвоприношения, и как положено, часть мяса раздает нуждающимся. За это мы безмерно благодарны Всевышнему.

Редакция газеты «Молодежная смена» поздравляет всех мусульман с наступающим светлым праздником Курбан-байрам. Желаем всем мира, добра и благополучия.

Залина Курбанова

Чтобы комментировать данный материал Вы должны Войти или зарегистрироваться на сайте