Признавший лишь власть Всевышнего

22.08.2014-19-18Главной достопримечательностью села Терское является зиярт имени шейха Элаха-Муллы.
Зиярт имени Элаха-Муллы находится в двух местах: на сельском кладбище и в доме, где жил шейх. Сейчас здесь проживает сын племянницы Элаха-Мулла, Шамсудов Алхазур. Зиярт, находящийся на сельском кладбище, был реставрирован в 2004 году. Инициатором проведения ремонта является наследник священнослужителей Билал Межиев, который на свои деньги произвел капитальный ремонт.
Шейх Элаха-Мулла был известным и многоуважаемым жителем Чечни и Ингушетии и одним из первых шейхов-проповедников в Надтеречье накшбандиского тариката.
Элаха-Мулла Дибиров родился в 1836 году в селе Пседах (Ингушетия). Предки Элаха принадлежат к тейпу энгеной, выходцы из Нашхоя, откуда переселились в Чечен-Аул.


Отец Элаха-Муллы Дебир перебрался в Пседах и там остался на некоторое время, оттуда они переехали в село Чанти-Юрт (ныне Терское). Будущий эвлия пророчествовал с детства и был очень богобоязненным человеком. Религиозное образование Элаха-Мулла получил в Энгеноевском медресе, куда его привел отец, который заметил в сыне глубокое пристрастие к Исламу. Духовным наставником его был Абу-Шейх из села Ташкичу (Аксай, Дагестан). В 50-е годы он женился на Битате из Али-юрта. Она родила ему четырех дочерей и одного сына. Из детей, кроме Айшат и Зайнап, все умерли в младенчестве.
В 1871 году попросив разрешения у чантиюртовцев, жители села Новые Атаги избрали Элаха-Муллу кадием своего села. Эта должность за шейхом оставалась в течение тринадцати лет. Но не все атагинцы были рады новому кадию. Позже произошла история, заставившая клеветников изменить свою точку зрения. Однажды, в мечети Элаха-Мулла попросил людей после молитвы не расходиться, чтобы пойти вместе на соболезнование по поводу смерти одного атагинца. Но все знали, что тот жив и здоров, и решили, что кадий сошел с ума. Но все же, после совершения намаза, люди пошли за ним. Шейх оказался прав. Дело было так. Взобравшись на стул, человек потянулся сорвать гроздь домашнего винограда. Споткнувшись, он упал и ударился о какую-то железку, вследствие чего и наступила внезапная смерть. После несчастного случая не прошло и пяти минут, как 22.08.2014-19-19Элаха-Мулла привел к месту происшествия не веривших в него атагинцев. С тех пор, удивленные сбывшимся предсказанием шейха, они признали Элаха святым.
За пропаганду мусульманской религии и деятельность, которая в корне противоречила идеологии и политике Царской России, он, как и многие другие богословы, был выслан в 1884 году. «Люди думают, что меня выслала власть. Но это неправда. Для меня есть только одна власть – Всевышний Аллах», - говорил Элаха-Мулла другу по несчастью Мутушу из Кень-Юрта, который находился вместе с ним в тюрьме. Каково же было удивление этого человека, когда Элаха-Мулла предсказал свою кончину посреди морских вод и попросил своего попутчика не воспрепятствовать обычаю моряков бросать умерших на корабле в воду. И, если у своих спутников татар найдется марля, завернуть его тело в саван, как того требует традиция и религия. Тот, конечно, не поверил, но так и случилось: на пароходе Элаха-Мулла скончался, и его тело, как того и предсказал шейх бросили в море. Элаха-Мулла ушел из жизни в 49 лет.
В настоящее время некоторые склонны считать, что шейха Элаха похоронили в Багдаде и над могилой соорудили мазар. Но те, кто искали место захоронения не только в Багдаде, да и во всем Ираке, так его и не нашли.
После смерти уважающие благостные стремления шейха мюриды построили в его честь зиярт в селе Терское. Известный мастер Абдул-Вахаб Дидимов из Аксая сделал для шейха надмогильную стелу - чурт. Все шейхи и близкие собрались и поставили эту памятную стелу - чурт на чантиюртовском кладбище. По завершении церемонии близкий друг и сосед шейха Асхаб рассказал следующую историю. «Однажды мы с Элахом были здесь на кладбище. Он долго держал свой взгляд, обращенный на землю. Потом, со словами: «Не знаю, где будут гнить мои кости, но почитать меня будут вот здесь», - ткнул посохом, то самое место, куда сегодня с мы поставили чурт».
Также на сельском кладбище села находится и зиярт имени Абдул-Вахаба-хаджи. В 2004 году Зиярт был реставрирован по просьбе Куркаева Шаму, наследника священнослужителей.
Абдул-Вахаб Куркаев родился в 1858 году в семье Къуркъи из тейпа зандакъой в селе Старый-Юрт. В это село, его предки переселились из родового аула Зандак. В начале 80-х годов Куркаевы поселились в село Терское. В 70-е годы Абдул-Вахаб обучался в арабской школе Усмана-Хаджи из Аллероя. А в 1880 году он совершил Хадж в Мекку.
В конце 19 века Абдул-Вахаб стал шейхом накшбандийского тариката и получил суфийское прозвище Апи. Скончался в 1904 году и похоронен на кладбище села Терское, где по сей день стоит зиярт имени Абдул-Вахаб-хаджи.

Залина Курбанова

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить