НАСРУДИ ЯРЫЧЕВ: «НАУКА – ЭТО МОЕ ПОНИМАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

photo5321553192749738635

Золотая медаль в школе, три красных диплома о высшем образовании, блестящая защита кандидатской и двух докторских работ, высокое звание профессора, должность проректора крупного вуза, десятки научных работ, 12 лет педагогической деятельности, а также несколько сборников стихов, получивших самое широкое признание… Возможно, читатель решит, что это краткий пересказ целой биографии выдающегося учёного или именитого писателя. Да, это действительно так, но только с единственной оговоркой: речь лишь о начале поистине незаурядного жизненного пути нашего современника, 34-летнего Н.У. Ярычева.

- Насруди Увайсович, в первую очередь, позвольте от души поздравить Вас с новыми огромными достижениями – Вы стали доктором философских наук, получили высокое звание профессора и престижную должность проректора ведущего вуза нашей республики. Несомненно, это огромный успех!

- Спасибо за поздравления, они очень к месту. Прошлый год был для меня очень содержательным и насыщенным в научном и творческом плане.

- Расскажите, как у Вас возник интерес к науке (в частности – к педагогической и философской)? Что повлияло на это?

- Как и у каждого человека, полного интереса к окружающей социокультурной действительности, у меня возникало много вопросов, на которые непременно хотелось найти внятные ответы еще со школьной скамьи. В разные годы я был победителем республиканских олимпиад по биологии и истории. Думается, это было самым началом моего пытливого характера.  Если говорить о реальном начале моего пути в науку как таковую, то случилось это в далеком 2000 году, когда я поступил на социологический факультет Самарского государственного университета по специальности «Социальная работа», о чем я ни разу не пожалел. Именно в этом университете начался мой путь в мир большой науки, который и по сей день продолжает волновать меня, заставляет искать ответы на самые противоречивые и порой неоднозначные вопросы. Начиная с первого курса университета, я принимал активное участие в ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов, что, несомненно, позволило набраться огромного опыта публичных выступлений и реализовать свое видение тех или иных сторон личного опыта, собственного понимания сложного окружающего нас мира.

- Сегодня большим достижением считается защита кандидатской работы. Вы же пошли значительно дальше – защитили и кандидатскую, и две докторские работы. Откуда столько воли, терпения, трудолюбия?

- В современных условиях, когда государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров усложнена и подвергается тщательному контролю Министерством образования и науки, защита диссертации, несомненно, дело объемное как по содержанию, так и по времени. Что касается меня, то я с детства научен трудиться, это качество в меня заложила мама, обладавшая искусством преподносить труд как определенную культуру, которой должен обладать каждый человек. Так, с самого детства я старался относиться ко всему с большим вниманием, не упускать отдельные детали. Поэтому мне было легче, я в каждой проблеме находил рациональное зерно, каждая проблема учила чему-то, что потом помогало вновь и вновь. Мой каждый день расписан, я во всем люблю порядок, поэтому мне бывает легко добиваться определенных успехов, хотя слово «успех» звучит очень громко.

Несмотря на то, что в 2011 году я защитил докторскую диссертацию по педагогике, мне не давала покоя проблема отношений поколений, которую я рассматривал в кандидатской диссертации. Поэтому я сразу решил взяться за ее продолжение, но определив в качестве проблемного пространства более широкое ее понимание, как объекта исследования.

- Мне всегда было интересно – как Вы, будучи в инвалидной коляске, решились поехать в Челябинск за тысячи километров на защиту докторской диссертации? Чем Вы руководствовались, какие мысли Вас посещали?

- В 2011 году, буквально за три месяца до защиты докторской диссертации, к которой я шел 4 года, я попал в автомобильную аварию, что, безусловно, подорвало мое физическое состояние. Но силы душевные были крепки, что мысль о предстоящей защите меня воодушевляла, и я не сообщил о случившемся диссертационному совету. Находясь в травматологическом отделении Республиканской клинической больницы скорой медицинской помощи в Грозном, я продолжал подготовку к защите докторской диссертации. Если вернуться к мыслям, о которых Вы меня спросили, то они были полностью посвящены докторской работе, ибо эти мысли мне помогали одолевать физическую немощь. Я знал, что мое состояние есть испытание от Всевышнего, и это надо принимать с покорностью. Вот такое осознание случившегося со мной помогало мне продолжать работу в этих достаточно сложных условиях. Хочу отметить большое благородство тогдашнего главного врача данной больницы Умара Ханбиева. Именно он откликнулся на мою просьбу выделить отдельную палату, так как я продолжал заниматься научной работой. После долгих уговоров он позволил мне выписаться из больницы для поездки в Челябинск, где предстояла защита докторской диссертации.

- В современном быстроменяющемся мире несоизмеримо велика роль науки. Какое место отводите ей Вы?

- Вы знаете, действительно, современный мир, как и много веков назад, двигает именно наука. Только ей под силу преобразовать идею в практическую реальность, в этом её сущность и великая сила. Говоря о науке, мне всегда приходят на ум слова великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который очень ёмко определил её природу: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник».

Для меня наука стала определенным образом жизни, это далеко не работа, а именно образ жизни, мое понимание окружающего мира, способ поиска ответов на сложные вопросы повседневно бытия.

- Вы работаете с аспирантами в качестве научного руководителя.  Расскажите подробнее об этом.

- После окончания докторантуры и защиты докторской диссертации у меня появилось желание открыть аспирантуру, хотя дело это не из легких. Тем более что в нашем университете никогда по данным специальностям аспирантура не функционировала. По моей инициативе и при личной поддержке ректора Чеченского государственного университета З.А. Саидова в 2013 году были открыты аспирантуры по двум новым направлениям подготовки: 44.06.01 Образование и педагогические науки и 47.06.01 Философия, этика и религиоведение, научное руководство которыми я осуществляю по сей день. В настоящее время на различных профилях подготовки обучается более 18 аспирантов как на очной, так и на заочной формах обучения. С 2011 года мной подготовлено более 13 кандидатов и 1 доктор наук, которые работают в настоящее время в системе образования Чеченской Республики. Предметом исследований моих соискателей являются вопросы, касающиеся теории и методики профессионального образования, а также вопросы теории и истории культуры в различных аспектах. В настоящее время под моим научным руководством группой аспирантов исследуется комплексная научная проблема «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде в условиях социокультурной трансформации современного российского общества».

- Насколько мне известно, Ваша деятельность не ограничивается педагогикой и наукой. Вы также являетесь федеральным экспертом, что само по себе является предметом гордости для нашей республики.

- Так случилось, что в моей профессиональной деятельности появилась новая страница, связанная с осуществлением экспертных полномочий. Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 16 марта 2015 г. № 730-06 мне присвоен статус федерального эксперта в области качества образования, привлекаемого для государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Деятельность федерального эксперта связана с посещением образовательных организаций с целью выявления соответствия их деятельности законодательству, регулирующему сферу образования. Если быть более конкретным, то это соблюдение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и т.д. В конце марта этого года мои полномочия федерального эксперта истекают, и мне предстоит вновь подтверждать статус эксперта, о чем мной уже подано личное заявление на подтверждение данного статуса в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

- Огромное признание заслужило Ваше поэтическое творчество. Мы знаем, что Ваше отношение к лирике тоже крайне щепетильно и трогательно…

- По воле судьбы с детства в моей жизни образовался отдельный мир, связанный с поэзией. Начиная со средней школы, я все свои мысли записывал в дневник. Спустя годы многие записи вошли в мои сборники стихов, которых у меня три: Мысли гранита» (Самара, 2003); «Мерцающий пепел» (Москва, 2010 г.); «Безмолвное эхо» (Санкт-Петербург, 2011 г.).

Я ношу скромное звание лауреата Всероссийской независимой литературной премии «ЛИРА» имени О.Э. Мандельштама, учреждённой Общественным фондом содействия развитию современной русскоязычной литературы «Славянское эхо».

Кстати, в этом году в Москве должен выйти сборник моих стихов «Вопли дождя», в который вошли стихи разных лет, ранее не опубликованные.

- Скажите, пожалуйста, если у Вас свои идеалы в поэзии, если да, кого Вы считаете своими учителями в литературе?

- Если говорить о мировой литературе, то это Алишер Навои, Махтумкули, Шарль Бодлер, Эрих Мария Ремарк. Что касается русской литературы – это, безусловно, Осип Мандельштам и Марина Цветаева, равных которым, на мой взгляд, нет в русской литературе. Если говорить о чеченской литературе, то мой взгляд полностью обращен к поэзии выдающегося чеченского поэта Апти Бисултанова, которого я ставлю на одну ступень с величайшими поэтами мира, умевшими так виртуозно изъясняться на родном языке.

- С какими пожеланиями Вы хотели бы обратиться к нашей молодёжной аудитории?

- Каждый молодой человек, живущий в нашей республике, должен осознавать, что он живет на древней земле, чья история тысячелетиями развивалась в очень сложных и неоднозначных условиях, но, несмотря на это, наши предки донесли до нас всю красоту и величие наших обычаев, традиций и нравов, которые украшают наше человеческое естество, придавая ему уникальный и неповторимый характер. Поэтому, выезжая за пределы республики, всегда надо помнить, кто мы есть, и какой регион мы представляем, что каждый наш шаг будет сказываться на социальном престиже нашей малой родины. Я считаю, молодое поколение просто обязано уделять много времени учебе, оно должно научиться работать, ибо только труд воспитывает в человеке личность.

- Благодарю Вас за беседу.

 

Имран ТАМАЕВ