МАСТЕР И ПОДМАСТЕРЬЕ

Ludi1В стародавние времена, когда деревья были большими, а горы совсем еще юными, молодой человек, чтобы обучиться какому-либо ремеслу нанимался к опытному мастеру в подмастерье. Он работал вместе с мастером, всюду его сопровождал, во всем помогал.

За годы такой работы они становились друг другу родными, все равно что отец и сын. Таковы и герои моего рассказа – старший мастер Чеченского технологического техникума Адаб АднановичГайрбеков и его ученик, студент 3 курса Рамзан Халахаев.

При первой встрече Адаб Аднанович показался человеком строгим и жестким. Хотелось вытянуться по стойке смирно и ждать дальнейших указаний. Наверное, это и называется внутренней силой человека, той самой, что необъяснимым образом заставляет окружающих считаться с ее обладателем. Еще больший эффект производит соответствие внешности человека этой самой силе: высокий и статный, с уверенным поставленным голосом Адаб Аднанович внушает уважение. И только глаза выдают в нем человека добродушного и по-отечески мягкого.

И действительно, старший мастер очень любит своих учеников, и работа с детьми – а выпускники 9-х классов все-таки еще дети, как, в общем-то и 11-х – ему очень нравится.

- Я болеть начинаю, когда долго не бываю на работе, - говорит Адаб Аднанович. – Даже на новогодних каникулах нет-нет, да и приходил сюда.

Сюда – это лаборатория, оснащенная учебными сварочными аппаратами: компьютерные симуляторы сварки с нескончаемым электродом. Директор техникума, Ибрагим Сулейманович Гуноев, заботится об оснащении классов необходимыми для качественного обучения аппаратами. Слева от входа в лабораторию – стеллаж с лучшими работами студентов:

- Это – тавровое соединение, это – вертикальное, это - угловое. Это сделано газосваркой. Посмотри на этот шов. Красота? А вот с этой деталью в прошлом году мой ученик занял третье место на чемпионате СКФО WorldSkills.

Адаб Аднанович с гордостью демонстрирует мне аккуратные швы на деталях. Я только хлопаю глазами и киваю, искренне пытаясь понять и проникнуться.

- Это – сварка с нахлестом, его работа, - мастер указывает на молодого человека за партой.

Один из его лучших учеников – Рамзан Халахаев – скромно молчит. Между тем, Рамзан взял 2-е место во II Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» и вошел в Российскую сборную мастеров. В этом году он будет готовиться уже к международным соревнованиям.

Рамзан говорит мало, стесняется. За него все рассказывает Адаб Аднанович. Рамзан только краснеет, улыбается и тупит взгляд.

Спрашиваю его, не страшно ли было на таких соревнованиях выступать.

- Нет, - отвечает. – Единственное, о чем думал – не опозорить техникум.

- Он так мне и сказал перед соревнованиями, когда мы готовились, - подхватывает Адаб Аднанович, - мол, стыдно будет вернуться, проиграв. Перед вами, говорит, стыдно будет, и перед директором, который так за нас радеет. С самого утра приходил и занимался. Я ему говорю: «Рамзан, ты уже устал, езжай домой, отдохни». А он ни в какую. У меня здоровые ребята так не выкладываются.

Рамзан в детстве перенес полиомиелит, который вызвал проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Благо, эти проблемы решаемы, и после выпуска из техникума Рамзан планирует пройти соответствующий курс лечения.

- Молодые люди в наше время не очень-то стремятся получить техническую профессию, все хотят, чтоб руки были чистыми, а карманы – полными. Почему ты, Рамзан, решил стать сварщиком? – спрашиваю совсем смущенного студента.

- Ну, я подумал: многие оканчивают университеты и не могут найти потом работу. А мне с детства была интересна сварка. Да и многие ребята из моего села учились у Адаба Аднановича. Так и пришел сюда.

Действительно, преподавательский авторитет многое значит для ребят. Коллеги мастера порой удивляются, как ему удается влиять даже на самых сложных студентов. По словам самого Адаба, на социальное поведение молодежи очень влияет обстановка в семье, и, если студент ведет себя неподобающе, наверняка за этим кроется какая-то проблема. Не нужно применять к нему жесткие меры, оставлять его за бортом, нужно просто докопаться до источника проблемы, дать понять человеку, что он может довериться.

- Среди моих студентов есть сироты и полусироты, дети из неблагополучных семей или семей, находящихся в трудном положении. Если я отвернусь от них, кто даст им недостающие внимание, заботу? – задается мастер риторическим вопросом.

Глаза Адаба Аднановича горят, когда он говорит об учениках. Сам он - тоже выпускник этого техникума, 1986-го года. Тогда техникум был известен как СГПТУ №5 г.Грозного. Когда в 2005 году мастер вернулся в Грозный и пришел в родной техникум с тем, чтобы обучать сварщиков, оказалось, что такой специальности в техникуме не обучали за неимением мастеров. Директор техникума сказал, что, если наберется группа желающих, проблему с введением специальности удастся решить. Адаб Аднанович с энтузиазмом взялся за агитацию, и когда открылась приемная комиссия, число желающих было втрое больше ожидаемого. Так, в Чеченском технологическом техникуме появилась специальность «Сварщик».

- Я что хочу сказать, возвращаясь к вопросу о полных карманах: у сварщика они всегда полные. Будучи преподавателем, я получаю 18 000 рублей, а тот же сварщик – 30-35 000 рублей. Есть разница? Да если б мне здоровье позволяло, я бы с этой молодежью работал бы! – восклицает мастер.

Но Рамзана в сварочном деле привлекает не только возможность хорошо заработать. По его словам, сварка – своего рода искусство, все равно что ремесло художника. У каждого мастера свой почерк, свои приемы. Сам процесс также не лишен эстетики. К тому же, разные материалы требуют разного подхода, определенной сноровки и, конечно же, знаний.

Рамзану, например, нравится работать с алюминием и нержавеющей сталью. Как они с мастером объяснили мне, эти материалы довольно капризны, и варить их нужно предельно аккуратно. Например, алюминий, будучи мягким металлом, плавится, и такую деталь легко можно повредить. Кстати, именно алюминиевую деталь Рамзан и варил на соревнованиях в Москве.

Не удержавшись, я все-таки спросила молодого человека, как к его выбору профессии отнеслись одноклассники.

- Поначалу, конечно, посмеивались. Но когда вернулся из Москвы, уже по-другому стали смотреть, - улыбается Рамзан.

- Он у меня в Педагогический университет поступил на заочную форму обучения. Я его так не оставлю, - смеется Адаб Аднанович.

О планах на будущее Рамзан говорит, что, скорее всего, будет работать в области газовой или нефтяной промышленности, заниматься сваркой труб. А пока что подмастерье под началом своего мастера готовится к мировому чемпионату.

Пожелаем Рамзану удачи и новых побед!

Марьям Хадысова