Рустам Гарбулатов: «Главное – любить свою работу»

IMG-20170817-WA0042Доброта, вежливость, ответственное отношение и самое главное – любовь и уважение по отношению друг к другу, – все это необходимо для работы с детьми и с их родителями, - говорит педагог-психолог «Психоневрологического центра лечения и реабилитации детей» Рустам Гарбулатов.

 

 

Впервые с Рустамом я познакомился во время новогоднего утренника, в конце 2016 года, который проходил у них в центре. Я долго наблюдал за ним, за тем, как он работает с детьми, поддерживает их. Я  заметил, что этот человек не просто любит свою работу – он живет ею.

Рустам Гарбулатов родился в 1978 году в Эстонии, жил и рос до 4 лет в эстонской деревне. Позже со своей семьей переехал в Чеченскую Республику. Здесь Рустам пошел в первый класс, в школу № 33 г. Грозный.

-  Свою жизнь в Эстонии я помню отрывками. Помню спокойное, умиротворенное место, где мы жили с родителями. Вечно зеленый сосновый лес. Помню, как гуляли по берегу озера, зелёную воду, и как по ней скользила маленькая лодка с лёгким белым парусом, слабо колыхавшимся на влажном ветру. Природу я запомнил больше всего.

За спиной Рустама висит большая картина. Услышав его воспоминания, в которые я погрузился как в собственные, я понял, зачем она висит в кабинете. Она напоминает Рустаму о его детстве в Эстонии. На картине берег кристально-чистого озера, где сидят две барышни в бархатных нарядах. Лодка, причалив к берегу, стоит подобно памятнику. Лишь волны изредка тревожат ее. А по ту сторону берега двухэтажный дом, вокруг которого вьется  виноград. Картина произвела на меня сильное впечатление. Педагог-психолог,  человек с тонкой натурой. Поэт или художник, – подумал я о нем.

Как рассказал Рустам, работает он в Центре 7 лет. А все началось с поступления в Чеченский государственный университет.

- Окончив школу, конкретной цели, представления чем я буду заниматься, у меня не было. Чтобы не тратить время, решил поступить в Чеченский государственный университет. Получилось это сделать только со второго раза, поскольку время было послевоенное, да и никто не подозревал, что война еще объявит о себе. Поступил на факультет психологии. Тогда мне повезло: была такая организация «Юнисеф», где принимали студентов и обучали их в ускоренном режиме. Я попал в число тех, кто смог воспользоваться этим шансом. По окончанию основной части обучения, я понял, что хочу посвятить себя работе с детьми. На протяжении нескольких лет я все свое время дополнительно посвящал учебе, чтению книг, изучению психологии. И в итоге я окончательно убедился, что хочу работать с детьми, вернее, с особой категорией детей. Огромную роль в этом сыграли и мои родители, преподаватели, которые всячески поддерживали меня, помогали. Словом, именно в студенческие годы все и началось.

Работа с людьми всегда сложна и полна неожиданностей, особенно, если ты участвуешь в  реабилитации детей с ограниченными возможностями. Рустам знал, что будет нелегко, что придется переучивать себя, осознавал, сколько терпения понадобится. Несмотря на все это, главной его целью было видеть улыбки на лицах детей.

- Я знал, что будет трудно, но я трудности любил. Бывает, ты покупаешь подарок на день рождения или просто так близкому человеку, другу. Повод не важен. И ты ждешь проявления его эмоций, радости, восторга. Не это ли счастье для того, кто дарит подарок?

В моей работе с детьми так же. Когда ко мне приходит ребенок с проблемами речевого развития, или ребенок с каким-либо синдромом, я с ним занимаюсь, работаю на протяжении нескольких недель. И когда я вижу, что ребенок может делать то, чего не мог делать до занятий со мной и с другими педагогами, я искренне радуюсь этому и благодарю Всевышнего, – говорит Рустам.

Рассказал мой собеседник и о работе центра.

- Основной целью нашего центра является реабилитация детей. Само слово реабилитация говорит за себя. В центре осуществляется уход, диагностика, лечение и реабилитация детей-инвалидов, а также их воспитание, социальная адаптация. Также с коллегами мы организуем и проводим профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, оценку их эффективности. В самом начале поступления ребенка проводится комплексная оценка состояния его здоровья. Это лишь малая часть той работы, которую мы проводим с подопечными.

Мы помогаем детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. Не скажу, что это легко, напротив, это очень трудно. Особенно трудно бывает работать с детьми, чья психика нарушена, с синдромом Дауна, с гипперактивными детьми. Но, не смотря на все трудности, мы не отчаиваемся.

Гипперактивные дети, это такие дети, за которым нужен глаз да глаз. Вроде ребенок играется перед тобой, находится всегда рядом, но стоит отвернуться на секунду, как он оказывается на другом этаже или в конце коридора. Таких детей мы учим терпению.

Вместе с этим у некоторых детей наблюдается чрезмерная агрессия не только к окружающим, но и к самим себе. Моя работа заключается в том, чтобы обучить ребенка тому, что знают его сверстники. Правильно держать ложку, отучить от жидкой пищи, обучить ребенка правилам этикета и т.д.

Я оказываю психологическую помощь детям. Они любят разговаривать. Бывает, соберу детишек в круг и разговариваем обо всем, что им интересно в их возрасте. Они умные, не смотря на проблемы со здоровьем.

Нужно отметить и то, что не только я работаю с детьми, здесь много хороших специалистов, которые знают свою работу, любят ее всей душой. Я бы назвал весь наш коллектив одной большой семьей, этой семьи не было бы, если бы не наш директор, многоуважаемая Зина Абдулаева. Я хочу сказать Зине Завальевне огромное спасибо за все.

Рустам говорит, что начиная работать с детьми, он никогда не надеется на то, что результат не заставит себя долго ждать, а напротив – просто работает в обычном режиме.

- Как  я уже сказал, дети бывают с разными диагнозами. Начиная работу с ребенком с диагнозом ДЦП, я работаю в обычном режиме, без надежд на то, что ребенок на второй же день добьется результата. В работе с детьми все взаимосвязано, они зависят от твоего настроения, ты – от их эмоционального состояния.

Гораздо сложнее завоевать доверие ребенка, но это возможно. А в целом, конечно же, у меня есть цель, чтобы ребенок развивался, смог преодолеть свои страхи. Сложнее всего, когда родители не заинтересованы в развитии своего ребенка. Бывало такое, что родители просто привозили ребенка, оставляли, а сами и не интересовались его состоянием. Приходили только тогда, когда наступало время выписываться. Таким родителям я хочу сказать следующее: мы только направляем ребенка, закладываем необходимые навыки и знания, которые необходимо в последующем развивать. Чтобы эти навыки не пропали,  родителям необходимо дома заниматься с ребенком.

Приведу пример: в центре мы научили ребенка во время приема пищи использовать столовые приборы. Он приезжает домой, родители вечно спешат, им легче дать ребенку жидкую пищу и усадить за стол. И вот так всегда. Поэтому, необходимо наладить диалог с родителями, что мы и делаем, - говорит Рустам.

В нашей жизни всегда есть выбор. У каждого он свой. Выбирая между тем, чего хочешь, и тем, что принесет пользу окружающим, ты невольно выбираешь последнее. Герой моего рассказа сделал свой выбор, и не жалеет.

- Родители мои не были против выбора будущей профессии. Поддержали. Но в сердце закралось непонятное чувство, сомнения. Думал, смогу ли я работать с детьми, а вдруг я сломаюсь, ведь эта профессия требует полной отдачи, терпения. Ты как будто бы заново рождаешься, растешь и учишься быть другим. Перевоспитываешь себя, что не легко, как кажется на первый взгляд. Несмотря на это, по воле Всевышнего я все же сделал тот самый выбор. 

Друзья, родственники спрашивают меня, почему не уйдешь на другую работы? А я им в ответ: я не вижу себя в другой  профессии. Много раз спрашивал себя, может действительно сменить вид деятельности, и много раз получал один и тот же ответ. Судьба моя такова. Я не смогу без детских улыбок, без их истерик по поводу игрушек, без вечных вопросов. В конце концов, я не смогу без трудностей. Я на своем месте.

 - Мечты имеют свойство сбываться, – говорит Рустам. Мечта моя проста. Жить в деревянном домике на берегу реки. Выходить по утрам, и видеть перед собой лес, зеленые луга...

Жизнь в эстонской деревушке все же оставила после себя что-то в воспоминаниях Рустама. А я надеюсь, что мечты моего героя обязательно сбудутся. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Нур-Магамед Юсупов