СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ 1Недавно со мной произошел один случай, совсем незначительный, но вспоминать приятно. В дождливый день, опаздывая на работу, бегу по тротуару, вдоль которого образовалась огромная лужа. Вдруг вижу – едет автобус и с ужасом понимаю, что меня ждет холодный и грязный душ (а я еще в светлом кардигане). Но, к моему удивлению, автобус медленно проехал мимо. Водитель, улыбнувшись мне, закрыл меня от остального потока машин, и я успела проскочить опасный участок. С тех пор, когда вижу автобус, довольно часто вспоминаю этого доброго водителя.

В минувшее воскресенье страна отмечала День автомобилиста – профессиональный праздник работников автомобильной сферы. Среди автомобилистов есть просто любители, а есть люди, посвятившие этому делу всю жизнь. Профессия водителя – опасна и ответственна, поскольку от него зависит безопасность пассажиров и пешеходов. Как и в любой профессии, здесь есть свои плюсы и минусы.  Так каково это – быть водителем?

Добро за рулем

Водитель автобуса «Грозный-Червленное» Асланбек Гатаев крутит баранку уже более 40 лет. Живет в станице Гребенская, зарабатывает на жизнь честным трудом водителя. В свой профессиональный праздник Асланбек в дороге. Пока автобус заполняется, встречая каждого пассажира добрым словом и улыбкой, он рассказал нам, как пришел в эту профессию.

– Отца я потерял, когда мне не было и года. В раннем возрасте потерял и брата. Жил с матерью и сестрой. Мать работала уборщицей в школе, трудилась не покладая рук, чтобы мы ни в чем не нуждались. К сожалению, в 1999 году во время бомбежки она умерла от разрыва сердца, – вспоминает водитель.

Асланбек признается, что с детства любил возиться с техникой и хотел стать водителем.

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ 2– У нас в селе эта профессия всегда была уважаема. После школы я поступил в Серноводское профессиональное техническое училище, где готовили трактористов и шоферов. Но отучившись там лишь год, решил вернуться домой и пройти трехмесячное обучение в местной автошколе. Тогда мне было 19 лет. В 1970 году, когда получил водительские права, ездил на грузовом автомобиле «Газ-51», возил работников Мостостроя в Дагестан. Позже, в 1976 году, устроился на работу в автопарк Шелковского района. Сначала работал таксистом, потом пересел на автобус. Здесь я по сей день и работаю. За 40 лет работы в аварию ни разу не попадал, – рассказывает он.

По словам Асланбека, хороший водитель должен быть внимательным, выносливым, терпеливым и доброжелательным. Зачастую, настроение пассажиров на весь день зависит от того, как он доехал до работы или на учебу.

– Водитель должен уметь не только ездить и знать правила дорожного движения, но и разбираться в машинах, делать необходимый ремонт, иногда поломка случается непосредственного в дороге. Крайне важно, чтобы водитель был еще и здоров. С этим мне повезло: кроме редкой головной боли ничего не беспокоит. Работа у меня не пыльная, да и дороги у нас хорошие. Рабочий день начинается в 7 утра и заканчивается ближе к 16.00. В день делаю два рейса. А ведь совсем недавно на работу выходил как на тропу войны. В те времена я был единственным водителем, который ездил на автобусе из села в город. Остальные либо уехали, либо отказывались. И их можно было понять, так как время было опасное. Я не мог отказывать, когда людям нужно было ехать, – говорит он.

Асланбек – отец восьмерых детей: пятерых дочерей и трех сыновей, которые, кстати, пошли по стопам отца – работают водителями.

– Возраст у меня пенсионный – 70 лет. Дети советуют оставить работу, пойти на заслуженный отдых. Но я не соглашаюсь. Ведь работа для меня только в радость. Мне нравится ездить. И пусть маршрут постоянный, но ведь каждая поездка – разная. Сколько событий происходит в дороге, и пассажиров своих знаешь, кто куда едет. Желания сменить профессию ни разу не возникало.

За долгие годы работы А. Гатаев неоднократно был награжден грамотами и благодарственными письмами за добросовестный труд.

– Главная награда для меня – довольные пассажиры. Знаете, так приятно, когда при выходе человек говорит слова благодарности. Тепло на душе от таких слов становится, – улыбаясь, говорит Асланбек.

Нелегок

труд водителя

Если для водителя сельского автобуса работа только в удовольствие, то у водителя городского автобуса не все так гладко, как ему хотелось бы.

Лема Хаджиев из селения Шатой – скромный и трудолюбивый человек, за плечами которого 23 года водительского стажа. Ездит он на автобусе под номером 4 по Старопромысловскому шоссе г. Грозного. Пожалуй, это один из самых сложных маршрутов города: остановки на каждом шагу, и бесконечно много светофоров, бордюров и пассажиров.

– Смена у нас начинается в 6.50, а заканчивается в 21.00 часов – летом, и в 20.00 – зимой. Чаще всего пассажиры бывают недовольны, когда не объявляются остановки. Да, в автобусах должны быть микрофоны и кондукторы, которые объявляют об остановках. Но у нас их нет. Почему? Не знаю. А еще возмущаются, когда останавливаю полный автобус на остановках, даже если никто не выходит. А что поделать? Я обязан останавливаться на каждой остановке, и запретить людям заходить тоже не могу, – говорит Лема.

Наблюдать такую картину мне приходится каждый день, так как сама езжу по четвертому маршруту. Особенно, утром и вечером, в часы пик, когда все сонные, невыспавшиеся, раздраженные спешат на работу, или же уставшие возвращаются домой. Куда там сидя – в салоне автобуса даже яблоку некуда упасть. Но вот что странно: видя, насколько забит автобус, люди все равно заходят, (как они умудряются протолкнуться, для меня остается загадкой) при этом возмущаясь. Каждый, сумевший попасть в автобус, ворчит на того, кто пытается сделать это вслед за ним. Все действуют по принципу «мне можно, вам нельзя». В результате - ссоры и выплеск негатива. И поди разберись, кто виноват – водитель, который остановил на остановке полный автобус, или пассажир, залезший в автобус, битком набитый людьми.

– Напряженная у меня работа. На отдых времени практически нет. С возрастом и здоровье начинает подводить. А работа водителя малоподвижна, что еще больше усугубляет ситуацию. Но, несмотря на все это, я люблю свою работу. У каждой профессии есть свои минусы, но это не повод ходить на работу хмурым. Если к пассажирам обращаться вежливо, то они отвечают взаимностью. Если не будет пассажиров, не будет и нашей работы. Автобус – добрый транспорт, и наша задача - пропагандировать доброту и любовь.

Заканчивая, хотелось бы от всей души поздравить всех, кто в День автомобилиста отмечает свой профессиональный праздник, пожелать крепкого здоровья, терпения и счастливого пути!

 

Залина Курбанова