ЗЕМЛЯ ДО НАЧАЛА ВРЕМЕН

FFFFFFFFF1«Мир – это книга. Кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу». Эти слова принадлежат великому философу, мыслителю Святому Августину. Я бы сказал чуть иначе: кто не путешествовал, тот  не прочел ни одну страницу.

Для меня путешествие – это значит, в первую очередь, открыть что-то новое. И начать стоит с малого - со своей Родины.  Я о Чеченской Республике.  Могучие горы, подобно великанам, окружают Чечню со всех сторон. Облака оседают на вершинах и на замирают. А дунет легкий ветерок - и облака плывут дальше. Чеченская Республика прекрасна, и в этом мы с друзьями в очередной раз убедились, наведавшись в высокогорный Шаройский район.

С гор по нитке

Отправились мы в дальний путь на старой «Волге». За окнами машины кипела жизнь: кто-то строил дом, кто-то выгонял на пастбище коров, а кто-то решил заняться огородом и подготовить его к предстоящей зиме. Холодный, осенний ветер раскачивал ветви деревьев, и на землю падали последние оставшиеся листья.

Примерно через час мы приехали в Шатой, где нас встретил Магомед, дядя нашего коллеги, Салаха, который стал нашим гидом в Шарое.

В горах я не первый раз, но всякий раз удивляюсь, как могут деревья жить, вцепившись корнями в камни.

Осенью деревья на них подобны золотым кудрям на голове у великана. Местами гордо возвышались высокие, зеленые сосны. Казалось, что они не подвластны силам природы, и от того не желтеют с наступлением осени.

По дороге мы остановились у родника. Меня удивил мох. В таких количествах я его еще никогда не видел. Он рос практически всюду, вдоль бесчисленных ручьев, бегущих с гор. Вода стекала с вершин и, пересекая щебенистую дорогу, падала на самое дно ущелья, где сливалась с горной рекой.

Налюбовавшись местными  красотами,  мы двинулись дальше, в селение.

Химой - место, где люди живут в гармонии с природой. Жизнь здесь идет не так, как в городе: люди никуда не спешат, каждый занимается своими домашними делами, и кажется, что у них нет проблем.

Современное село расположено там, где раньше располагалось старое село. Кстати, сторожевая башня и еще некоторые сооружения были восстановлены. Стоят они в самом центре поселка, по соседству с современными домами.

Вскоре к наи присоединился Тухан, и наши с коллегами пути разошлись. Магомед, Салах и Виктория отправились в Шарой, а мы с Залиной в сопровождении Тухана решили посетить местную достопримечательность - цесинский водопад, который находится в селении Цеси за земляными вратами, разделяющими два селения.

FFFFFFFFFF

живая вода

По дороге к водопаду мы любовались местными красотами: горы, деревья, зеленые лужайки, еще старые, каменные дома, которым, судя по их внешнему виду, около 100-150 лет.

Честно говоря, я думал, что увижу  огромный поток воды, стремительно несущийся вниз. На деле - это небольшой водопад шириной в метр. Тухан рассказал нам, что вода имеет целебные свойства.  По его словам, полезна вода тем, что она обогащена горными минералами, помогает при болях в суставах. И вкус у воды очень необычный. Словом - живая вода.

Слева от водопада виднеется тропа, по которой, как говорит Тухан, ходят медведи. Что касается лесных обитателей, в горах Шаройского района есть медведи, волки, кабаны, лисы, иногда - очень редко - встречаются и рыси, а также горные козлы - туры.

На обратном пути мы задержались у земляных ворот. Земляные они потому, что прорублены в холме. Высота - приблизительно 6-7 метров. Слой за слоем, ровные пласты земли и камня - удивительное  зрелище.

Земля до начала времен

Какой была земля до начала времен и кто на ней жил миллионы лет назад? Первым ответом будет - динозавры. Говорят, в 2012 году, во время ремонтных работ на одной из дорог Шаройского района, которая ведет в селение Шарой, в скалах были обнаружены камни, по форме напоминающие огромные яйца. По предположению ученых, эта могла быть кладка динозавра, говоря конкретно, заурапода, жившего 65 миллионов лет назад. На протяжении миллионов лет яйца лежали в земле, и финальное их состоянии – окаменелость.

Но, как выяснили ученые из Санкт- Петербурга, камни яйцеобразной, идеальной формы являются песчаной породой.  Признаться, когда я своими глазами увидел идеально круглые камни в скалах, был очень удивлен.

После небольшой экскурсии по «местам обитания динозавров» мы отправились обратно в Химой, откуда с коллегами двинулись обратно в Грозный.

Как говорил Анатоль Франс: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома». До новых описаний, друзья!