РЫЦАРЬ КАВКАЗСКИХ ГОР

РЫЦАРЬ КАВКАЗСКИХ ГОРРуководство творческим коллективом, выбор актеров, работа над ролями, оформление - все это для постановки спектакля, в котором разворачиваются судьбы героев литературного произведения. Объединяя усилия всех участников постановки, театральный режиссер претворяет произведение в жизнь. У каждого человека есть своя постановка, но она одна и ее не повторить, и называется она жизнь.
Биография советского и российского режиссера Мималта Мусаевича Солцаева складывалась из трагических и счастливых моментов в его творческой жизни. Удачно сложившаяся карьера, огромнейший успех и трагедии в личной жизни не смогли сломить знаменитого театрального режиссера и педагога, закалив его и дав неоценимый опыт.
Вспоминая юные годы, Умалт, родной брат Мималт Солцаева, говорит, что он был особенным мальчиком. В отличии от соседских детей и своих братьев и сестер его всегда интересовала только учеба.  Поэтому было неудивительно, что он окончил школу на отлично, как и Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Из Ленинграда  Мималт вернулся в Грозный и с перерывами работал главным режиссером в государственном драматическом театре имени Х. Нурадилова.
Умалт - на сегодняшний день единственный оставшийся в живых из братьев Солцаевых. Физически сильный человек, не смотря на пожилой возраст, он сам принес нежданным гостям шесть стульев, по два за раз, не смотря на то, что они достаточно тяжелые. Позже мы узнали, что Умалт Солцаев перенес операцию не сердце.  
- Отзывались о Мималте очень хорошо, как о человеке чистого разума. Он и мысли не допускал о том, чтобы что-то украсть, нажиться. Даже сейчас, вспоминая его, я удивляюсь. На вопрос, какая у него зарплата, он всегда отвечал, что не знает. Таким удивительный человеком был мой брат, - рассказывает У. Солцаев.
Во время военных кампаний,   Мималт Солцаев потерял супругу, и уехал жить в Москву. Там он начал педагогическую деятельность в Московском государственном институте культуры и искусств (МГИКиИ), стал профессором и добился открытия там чеченской студии «Нахи», в которой готовил молодые кадры. Спустя некоторое время, когда обстановка  в республике нормализовалась, он вернулся на родину.
- У брата была квартира в Москве. После его возвращения, мы со старшим братом отправились в столицу чтобы продать ее. К нашему удивлению мы обнаружили сберегательную книжку, на которой были денежные средства, а он об этом и не знал. Есть у него деньги или нет - ему было абсолютно все равно,  - рассказывает У. Солцаев.
В рассказе Умалта можно было заметить восхищение мировоззрением и духовностью брата. Каждый раз о его уникальности и неповторимости, он говорил: «Удивительный был человек».
- Даже после удачной сделки Мималт задавался вопросом, кому бы отдать полученную сумму денег. На предложения брата купить квартиру в городе, жениться, создать семью  он отвечал: «Ты про это не вспоминай, брось ради Бога». Бумага и ручка – этого для него было достаточно...
По возвращении домой он продолжил свое любимое дело, став главным режиссером грозненского Государственного русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова. До самого конца жизнь режиссера оставалась спектаклем, не лишенным театрального закулисья.
- Тогда еще не было новых помещений и поэтому пьесы и постановки они ставили в разных местах, но по большей части он работал в театре имени Х. Нурадилова, - говорит Умалат. - Я, Мималт, Халид, Хамид и наша сестра прожили нелегкую жизнь. Да и не только нам пришлось трудно - проклятый 44 год унес много жизней. Мне было 6-7 лет, когда нас выслали, и никто из нас не умел говорить на русском. Не было документов и единственное, что мы могли сказать, что отца зовут Солц.  Так мы получили фамилию Солцаевы.
У Мималта много наград, дипломов и медалей. Он Народный артист Российской Федерации, Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского и др. Он  жил любимым делом, которое вряд ли можно назвать работой.
- В течении шести-семи лет его мучала старческая болезнь и он не понимал, что он делает. К счастью, рядом был второй брат, который ухаживал за ним. Я тоже часто приезжал к ним. После его кончины,  месяц спустя, умер второй брат, еще через месяц - старший из нас, а через две недели погиб мой внук.  Так за три с половиной я месяца я похоронил четверых близких мне людей, а теперь болезнь дошла и до меня, - делится У. Солцаев. 
Возможно, именно тягости судьбы, выселение, война позволили нашему сегодняшнему герою по-особенному полюбить жизнь.
- К сожалению, я успел поприсутствовать только на двух-трех постановках брата, так как постоянно был в разъездах. Но последний его спектакль я помню - «Рыцари Кавказских гор». С этим спектаклем он по приглашению специально ездил в Ленинград.  Это была его последняя работа...
Судьба не щадила Мималта, но он сохранил верность идеалам человеколюбия. По его постановкам можно судить о его духовной жизни, о переживании исторического времени и об осмыслении пережитого.
 
 
Махьмад-Салах Ильясов
Фото автора