ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО

ЛЮБО БРАТЦЫ ЛЮБО-1Киноисторики поговаривают, что для того, чтобы сыграть Аксинью в кинофильме «Тихий Дон», актриса Элина Быстрицкая ездила за помощью к казакам: как сыграть казачку так, чтобы быть настоящей. Ответ актриса получила такой: стань ею. По словам тех же киноисториков, Быстрицкая около года прожила среди них: помимо того, что она научилась вести хозяйство, носить воду на плечах, ей пришлось поправиться, потому что настоящая казачка должна быть справной, отрастить длинные волосы и перенять их говор. Аксинья у Быстрицкой получилась на киноэкранах не то, чтобы шолоховской, а настоящей, казачьей.

 

Казачка Валя

В доме Валентины Николаевны Митрошкиной я была гостем неожиданным. Как это часто и бывает, рассказывать ей сначала было нечего. Но кто поверит тому, что человеку, прожившему 71 год, сорок из которых он проработал учителем истории, нечего было вспомнить? Я не была бы журналистом, если бы отказалась от обеда, за которым частенько и выясняется: есть, что вспомнить!

- Валентина Николаевна, какой должна быть настоящая казачка?

- Казачка — хранительница домашнего очага. Она должна содержать в порядке не только дом, но и двор, хозяйство — огород, скотина. Конечно, муж и дети должны помогать. Но в центре всего этого - она. Вокруг нее все вертится — дети, чистые и опрятные, муж, сытый и выглаженный, дом, хозяйство. А как еще может быть?

- А сегодня хозяйки не успевают вести хозяйство — за огородом ухаживать, скотину держать. Времени нет - все-таки работают многие, или желания?

- Конечно, желания нет. Знаешь, почему? Потому что привыкли думать: на рынке купим. А мы, люди взрослые, знаем, что там, на рынке, все некачественное, на удобрении выращенное, а это вредно для здоровья. Мы не покупаем огурцы — ждем, когда свои вырастут. Свой огурчик сорвал, почистил, порезал, посолил. Тоже самое и помидоры. Очень редко покупаем. Ни сладости в них нет, ни радости, как говорится. Потихоньку и картошку научились сажать — раньше не умели. Сейчас как принято? Заехали в дом, все вырубили, асфальтом залили, чтобы ни травинки, ни соринки, а потом их ребенок заходит к нам во двор и у него глаза разбегаются: «Я хочу яблоко! Я хочу грушу!». Стараемся все свое закрывать: вот недавно яблоки собрали, повидло сделали, варенье из смородины, из малины.

Тут же передо мной оказалась большая тарелка варенья из крупных ягод черной смородины, десертная ложка и я ощутила себя Карлсоном. Пожалуй, только он позволял себе есть варенье большой ложкой без зазрения совести, не считая калории. Проговорив про себя женское заклинание «Завтра на диету», я взяла в руки ложку. А потом Валентина Николаевна дала мне попробовать и свежую смородину, которую она оставила для себя. Крупные кисло-сладкие ягоды буквально взорвались во рту — помните это ощущение?

Когда был жив супруг Валентины Николаевны, по осени солили грибы - вешенки, со временем и для продажи.

- Дед у меня был добытной. Он и научил их собирать и солить. Сначала по 20 банок делала, а он, бывает, везет мне их и везет. Уже ноябрь заканчивается, а у меня и возраст не тот, а он везет. Ох, как я его расхаяла! А однажды привез яблок, целый сахарный мешок. Всю ночь они у него в машине пролежали, а на утро ходит и ходит, а потом говорит: Валь, я там яблок привез...

Конечно, она знала, откуда он их привез и использовала по уму.

- А бывало, дети зовут: «Дед, поехали за грибами». А ему лишь бы и поехать. Вечером телевизор включим, газеты расстелим. Он их обрабатывает, а я режу, потом на улицу до утра. Утром готовили, а потом продавали. Со временем люди спрашивать стали, мол, когда грибы будут.

Послушав немного о супружеской жизни, я попробовала вернуть Валентину Николаевну дальше, в детство:

- Валентина Николаевна, а хлеб пекли?

ЛЮБО БРАТЦЫ ЛЮБО-2Конечно, пекли, но для меня было важно не это, а та вспышка тепла, с которой женщина тихо воскликнула: «Да! Мама пекла!». Это слово «да», в котором промелькнуло секундное воспоминание о матери, напомнило аромат горячего каравая, только что вынутого из печи.

- Хлеб пекла мама. Поставит хлеб в печь и говорит: «Валя, смотри, попробуй уйти из дома — хлеб сгорит!». А позже, когда была война в Чечне, школу закрыли. Договорились со снохой так: она мне приносила муку, а я пекла хлеб — им и себе. Испеку три хлебчика, один нам, другой — им, а третий — на утро оставляю. А по воскресеньям пекли пироги с капустой, с мясом, зимой — еще и с тыквой.  Помню, когда бабушка еще была живая, она по субботам весь вечер резала тыкву. В воскресенье утром обязательно пекли хлеб и пирог с тыквой. В тыкву сахарку добавить и сверху тесто. Вооот такой получался, - показывает женщина, насколько высоким оказывался пирог, - а из печки доставали, он меньше — тыква пропарилась и пирог сел.

Что до мяса, то оно было исключительно домашним, и ели его только в мясоед, дальше — пост.

- У нас были гуси, кабан, ути, кур не ели — для яиц держали. Под Рождество, как пройдет Новый год, 2-3 января резали кабана, оставляли окорок, засыпали солью и в дубовые бочки. Холодильников не было, так в соли оно и хранилось.

Мясо растягивали на год — не каждый день на столе. Из небольшого куска мяса варили борщ, потом из него же могли приготовить соус. Или же разделить на всех — семьи были большие. Борщ вообще обязательно должен был быть на обед, «как по закону». Молоко, сыр, творог, кислое молоко.

К слову о кислом молоке, упоминание о котором я встречаю лишь второй раз со времен моего детства. Кислое молоко любила моя мама и делала его очень часто. Она рассказывала, что ее бабушка делала кислое молоко в печи, что было еще вкусней. Вообще, кислое молоко — это кисломолочный продукт, вкусный и очень полезный и напоминающий простоквашу или, на крайний случай — кефир. Но на деле кислое молоко — это кислое молоко, которое я встретила лишь несколько лет назад в Армении под названием мацони, которое готовится по той же технологии.

- Кислое молоко делала мама, - вспоминает Валентина Петровна, - в коридоре всегда стояло 5-6 баночек. Сахарку добавил, поел — что еще надо. А если с хлебом, так вообще на целый день хватало.

Небогатые люди знают, что летом прокормить семью легче — на помощь приходят овощи, фрукты, ягоды.

- Помню, с мамой ходила на работу — мне лет 11 было. На обед собирали у кого, что есть: кто-то огурцы принесет, кто-то — помидоры, яйца — что еще возьмешь на работу. Могли творог принести, пирожков, вареников.

- А вареники с чем делали? С картошкой?

- В основном с творогом, картошки у нас в то время не бывало, только для борща. Когда я сама работать начала, в 1975 году мы решили поехать за картошкой в Осетию. Нам организовали автобус для учителей и грузовик — для картошки. И в Назрань ездили, в Кабарду, а со временем сюда начали привозить.

А вообще червленские казаки — рыбники. Рыбу здесь ели, едят и, судя по всему, будут есть. «И сами ловили, и покупали», - говорит женщина. Им даже прозвище дали — башечники, потому что ели даже сушеные рыбьи головы. 

- Валентина Петровна, от чеченцев что-то переняли?

- Конечно! Мы от них что-то переняли, они — от нас. Мы научили их делать солку на зиму, варенье варить. Закатки стали делать. Нам очень нравится их блюда — хингалш, чепалгаш. Мы, конечно, стараемся делать как у них, но все равно не получается. А сами чеченцы говорили: русские не умеют чепалгаш делать, чеченцы — борщ.

 

 

«Эй, Початка!»

Есть у червленских казаков и еще одна особенность — прозвища. Фамилии в станице повторяющиеся — Малаевы, Федюшкины, Пономаревы. Поэтому различают людей не по фамилиям, а по кличкам — побаскам.

- О-ей, какая у нас богатая станица кличками! - смеется Валентина Петровна, Бывает, рассказываешь про Пономарева, а кто такой Пономарев? Никто и не вспомнит. А по кличке назовешь, сразу понятно. Была у нас семья, называли их Карагачи. Дочь у них вышла замуж за Обезьяну, разошлась с ним, вышла замуж за Комаря. У них родились дочери. Одна вышла замуж за Початку, а другая — за Израиля.

По какому принципу даются побаски - кто ж его знает, но бытуют они среди казаков и по сей день.

- У меня дядька был Салпек. А почему Салпек? Кто-то сидел на заборе, увидев его, закричал: «Салпек идет, Салпек идет!». Так и пристала к нему кличка.

 

«Богатырь ты будешь с виду и казак — душой»

Червленая — одна из древнейших казачьих столиц на Тереке, основанная в 1711 году. Будучи сердцем гребенских казаков, Червленая получила свое название от древнего поселения Червленый Яр Рязанского княжества. Кроме того, здесь, в Червленой, Лермонтов записал и обработал знаменитую казачью колыбельную: «Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой... Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю».

По одной из версий, поэт записал колыбельную, услышав пение казачки, убаюкивающей ребенка.

Сейчас в Червленой в глаза бросаются дома, построенные в старинном казачьем стиле. Многие из них пустуют, об этом говорят давно наглухо закрытые ставни. Значительное число казаков покинуло станицу во время последних двух военных кампаний, из которых мало кто вернулся назад.

Вообще, когда идешь по улицам Червленой, чувствуешь типичное для таких селений смешение стилей, народов, культур. Тебе сложно понять, у кого ты в гостях — у казаков или чеченцев. Несмотря на  то, что я неоднократно оказывалась в таких местах,   это ощущение неотступно следует за мной. В конечном итоге всегда приходит одно решение: человек человеку — Человек.

И действительно, если ты приходишь с миром, то и тебя встречают мирно все — казаки, чеченцы, русские — люди.

С 1995 года в Червленой действует Червленский казачий культурный центр. Сегодня возглавляет его Калерия Митрошкина. В основе работы лежит изучение и популяризация истории, культуры и традиций гребенских казаков. Калерия Юрьевна создала большой архив старых фотографий, которые она сама собирала буквально ходя по домам.

В центре работают кружки, где занимаются и казачьи, и чеченские дети. Между детьми разницу здесь не делают, да и вообще между людьми. «Мы в войну жили все вместе, выживали. Делили хлеб, вместе прятались от бомбежек», - говорит Калерия.

Я долго выбирала казачью песню, строки из которой могли бы мне пригодиться в этом материале. Решила остановиться на этой: «Любо, братцы, любо, любо, братцы жить». Почему? Потому что в этой строке есть два ключевых слова - «братцы» и «жить».

 

Виктория Хан