БЕЖИТ РЕКА, ШУМИТ РЕКА

БЕЖИТ РЕКА ШУМИТ РЕКА-1Говорят, человека непременно тянет вернуться туда, где он хотя бы раз был счастлив. Нас же – команду «МС» – тянет вернуться туда, где нам в принципе удалось побывать хотя бы раз, ведь каждый выезд дает не только море впечатлений и открытий, но и оставляет бесчисленное множество вопросов. В поиске очередной порции ответов мы снова отправились в Шатойский район, на этот раз – в маленькое селение Нихалой.

Жизнь – даже если говорить о ней в масштабах истории государств – очень напоминает горную реку, разбитую камнями порогов, разорванную уступами скал, но несмотря ни на что продолжающую свой бег – звонкими ли ручьями, бурными ли водопадами. Если идти по руслу этой реки против течения, цепляясь за рассказы местных старожилов, карабкаясь по перекрестным ссылкам на Интернет-ресурсы, пробираясь через страницы научно-исследовательских трудов, можно, если и не дойти до самого истока, то хотя бы подобраться к нему максимально близко.

Но чем древнее место, тем более смутны очертания событий, положивших начало его истории. Так и возникновение селения Нихалой едва ли можно разглядеть за водяной пылью гряды водопадов. Само слово «Нихалой» вероятнее всего произошло от имени основателя села, которого звали Них. Он же стал родоначальником целого тейпа нихалой. Его братья – Чим, Гуч и Баша – согласно легендам, основали Чиннах ( ныне - Ушкалой), Гучум-Кале и Башин-Кале.

И вот какую историю касательного этого нам удалось узнать. Как-то раз отправился отец со своими сыновьями на охоту. Далеко ушли они от дома, и когда день стал клониться к вечеру, охотники решили заночевать в одной из пещер. Выставив оружие (на счет вида которого, кстати, единого мнения нет) в пирамиду по центру ночлега, мужчины уснули.

А по утру отец обнаружил, что на верхушке пирамиды за ночь свили гнездо ласточки. Он сказал своим сыновьям, что это – благой знак, что земли эти непременно будут процветать, и поэтому они должны обжить эти края. Так, в скором времени старший сын устроился на том самом месте, и селение со временем стало зваться Чиннах (ныне – Ушкалой), потом селения заложили Гуч и Баша, и уже последним, на месте и ныне известном, как Нихалой, построил свою башню Них.

Сам или с помощью братьев – сейчас уже никто не может сказать точно, но выстроил Ниха себе дом прямо в скале. Остатки этой родовой башни, возвышавшейся когда-то над руслом реки, можно разглядеть и сегодня. А вот от башни, что стояла на противоположном берегу, к сожалению, ничего не осталось.

БЕЖИТ РЕКА ШУМИТ РЕКА-2Так, строительство башни, вероятнее всего, и стало отправной точкой истории Нихалоя. Об этом же свидетельствует и дошедшее до наших времен название места, где сейчас расположены руины, – «Юрт чоь», что можно перевести с чеченского как «центр села».

К великому сожалению, научно-исследовательская деятельность историков и археологов в этих краях довольно скудна, хотя здесь есть над чем поработать. К примеру, в окрестностях Нихалоя имеются очаги средневековых поселений и захоронений, а также крестообразные постройки христианского периода. Один из хорошо сохранившихся объектов – так называемый «крест Мюллера», который по археологическим данным, мог быть частью располагавшейся здесь церкви. Хотя некоторые склонны считать, что это надгробный камень.

Но в народе относительно этого «креста» ходит такая легенда. Когда-то в соседнем ауле Тулс жила девушка. Она часто спускалась к реке, чтобы вычистить шерсть и повидаться с возлюбленным. Но злая мачеха прокляла ее, и несчастная обратилась камнем.

На юго-восточной окраине тоже сохранились могильники и остатки жилищ башенного типа. Причем подобные руины башенного комплекса есть и на правом берегу реки Аргун – прямо на отвесной скале. Кстати, когда-то здесь был родник, который назывался Датасхьост, но со временем он иссяк, и на его месте проложила себе русло река Эрк, которая образовала так хорошо известные нихалоевские водопады.

Кстати, слово «дата» означает «загустевать, становиться густым». И объясняется это легендой, связанной уже с исламским периодом. Рассказывают, что с наступлением месяца Рамадан местные дети часто ходили по ночам к этому источнику и сидели там, опустив ноги в воду. И если вода становилась густой, это значило, что наступила так называемая «Белая ночь» или «Лайлатуль-къадр».

Есть среди легенд и довольно жуткие. Например, ходят слухи, что на одном из возвышающихся над водопадами уступов был языческий алтарь, где много веков назад язычники совершали разные обряды, в том числе и обряды жертвоприношения. А еще одна история гласит, что одному мельнику не посчастливилось поставить мельницу неподалеку от логова злых духов, которые при каждом удобном случае вредили ему. Так, каждое утро мельник обнаруживал, что двери мельницы распахнуты настежь, хотя он запирал их накануне, а мука и зерно рассыпаны из мешков по полу.

Как видите, интересные истории в Нихалое таятся буквально на каждом шагу. Конечно, большинство из них можно смело назвать сказками, но только в самом что ни на есть хорошем смысле этого слова. И не только потому, что сказка – хоть и ложь, да в ней намек, но и потому, что в сказках часто бывают запечатлены важные исторические факты.

Так, рассказ про мельника – прямая отсылка к одному из основных занятий жителей Нихалоя вплоть до конца ХХ века. Люди исстари использовали силу природы, чтобы обеспечить себя, и в каждом ауле, расположенном на берегу горной реки, в обязательном порядке были водяные мельницы.

Нихалойцы, стоит заметить, в мельничном деле весьма и весьма преуспевали: это село было своего рода мукомольным центром. Сюда приходили жители из всех близлежащих сел, чтобы перемолоть пшеницу или кукурузу. Причем работали эти мельницы и во время войн – как Великой отечественной, так и двух чеченских военных кампаний. Последняя мельница прекратила свое существование в конце 90-х. Сейчас от нее остался точильный камень для жерновов, который служит своеобразным памятником истории.

На месте же мельниц сегодня стоят плетеные беседки, где люди могут отдохнуть, угоститься шашлыками собственного приготовления – для этого беседки оборудованы мангалами, и просто насладиться прохладой горной реки.Эти беседки – часть спортивно-туристического комплекса «Нихалой», который начал работать в январе этого года. Несмотря на достаточно небольшой срок существования, турбаза достаточно популярна, и не только среди жителей Чеченской Республики и России, но даже гостей из ближнего и дальнего зарубежья.

Один из очевидных плюсов комплекса в том, что здесь можно отдыхать круглый год. И если летом основная масса посетителей – это любители упомянутого выше шашлыка, то зимой здесь собираются любители альпинизма. Уже в этом году замерзшие нихалойские водопады покоряли первые гости-альпинисты и, судя по многочисленным отзывам, которые нам удалось обнаружить в сети, они были в восторге.

По словам администрации, одновременно проводить здесь свой досуг могут около 200 человек. Для этого турбаза оборудована деревянными коттеджами, летними беседками, рестораном и спортивным комплексом, где желающие могут поиграть в теннис, мини-футбол или позаниматься в тренажерном зале. В ближайших планах – установить освещение, наподобие того, которым сейчас оборудован музей под открытым небом в Хое. Кроме того, скалы будут использоваться как экран для вечерних киносеансов.

Прилегающая к водопадам территория – полностью благоустроена. Система лестниц и переходов позволяет добраться до каждого из трех водопадов, которые составляют каскад. Впрочем, если вы не боитесь промокнуть, можно пойти более тернистым путем – по камням вдоль русла реки или же прямо по руслу. Наверное, читатели уже догадались, что команда «МС» выбрала именно этот путь.

Надо заметить, что вода была достаточно приятной температуры – далеко не теплой, но в меру прохладной. А самое глубокое место – по пояс взрослому человеку. Кстати, вода чудесным образом стирает границы между взрослыми и детьми: и те, и другие с огромным удовольствием плескались в реке и подставлялись под водопады.

В общем и целом, сложилось впечатление, что для такого небольшого участка людей было слишком много. Уже зайдя в административный корпус, мы стали свидетелями фиксации очереди на бронирование беседки. Нас заверили, что в выходные дни посетителей бывает еще больше, так что, если вы хотите провести день – в пересчете на график работы турбазы этот срок составляет 5 часов – в беседке с шашлыками, лучше позаботиться о бронировании заранее. Это же относится и к коттеджам. Найти контактные данные не составляет труда – комплекс имеет странички в соцсетях, где постоянно даются объявления о наличии мест, о системе бронирования, а также указаны контактные номера.

Если же вы планируете просто обзорную экскурсию по водопадам, достаточно просто прийти, заплатить небольшую сумму и можно вдоволь бродить по гротам и порогам, а сотрудники комплекса, если попросите, могут вам, ко всему прочему, рассказать что-нибудь о нихалойских водопадах.

БЕЖИТ РЕКА ШУМИТ РЕКА-3Еще не дойдя до моста, ведущего к турбазе, мы увидели остатки той самой родовой башни Ниха. С этого берега она кажется совершенно неприступной. И мало того, что эту башню построили на отвесной скале, там ведь еще и жили ко всему прочему! Ведь это была именно жилая башня.

Конечно, мы не упустили возможность и по указанной тропе подобрались к подножию этой стены. Но даже оттуда она осталась для нас недосягаемой, так как лестницу, по которой можно было бы подняться, при реставрации стены не оборудовали, и все, что нам оставалось, это сидеть на небольшом уступе и, задрав головы, рассуждать о том, каково это, жить в таком доме.

Уже на обратном пути, когда мы на прощание еще раз окинули взглядом скалы и остатки башни с противоположного берега, подумалось, что такая неприступность даже к лучшему. Как знать, во что превратились бы древние стены под натиском современных людей, желающих оставить хоть какой-то след в истории и не знающих лучшего способа, чем вандализм. Отчего-то многие полагают, что написанное где-нибудь маркером имя – достойный вклад в культуру, и что эти надписи могут составить конкуренцию матери-природе, которая веками – песчинка к песчинке – создавала окружавшее нас великолепие.

А места эти действительно великолепны. Издалека складчатые скалы напоминают плотную льняную штору, закрадывается сомнение в их нерукотворности – такие уж они гладкие и округлые. Но еще более удивительно то, что за этой шторой скрыто. Скалы, через которые пробивает себе путь вода, то тут, то там поросли мхами, папоротниками и низкорослыми травами. С непривычки кажется, что стены слишком уж зеленые для каменных, но стоит запрокинуть голову, и все становится на свои места.

На самом верху, где на камнях за многие века накопился плодородный слой почвы, растут плотной грядой кустарники и деревья. Их кроны, смыкаясь, не дают яркому солнечному свету проникнуть внутрь и создают зеленую мглу, которая, кстати, может стать проблемой для фотолюбителей. Имейте ввиду, что для хороших фотографий вам очень пригодится вспышка.

Еще одно интересное наблюдение: водопады – довольно шумное место. И дело не в том шуме, который создают люди, хотя и он, безусловно, имел место быть. Шумит сама вода. Создается впечатление, словно природа оставила кран открытым, и теперь вода безостановочно бежит, бежит, бежит…

Особенно хорошо этот «водопроводный» шум ощущается у самого верхнего водопада, он же – и самый большой. Сидя на булыжнике напротив этого бурного потока, совсем не хотелось шевелиться. Хотелось закрыть глаза и слушать шум бегущей горной реки, хранящей, как и полагается любому свидетелю многовековой истории, немалое число тайн и вопросов, которые, конечно же, еще заставят нас вернуться сюда.

 

Марьям Хадысова,

Махьмад-Салах

Ильясов