ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

За неделю до нашей «вылазки» я растянула связки левого колена, а ночью накануне у меня внезапно поднялась температура. Но ни хромота, ни плохое самочувствие не заставили остаться дома, ведь этот выезд был для меня особенным. Не потому, что первый в этом году, и даже не потому, что так высоко мы еще не забирались, нет. Дело в том, что Итум-Калинский район – Родина моих прадедов.

Забегая вперед, скажу, что до прадедовских земель в тот день добраться не удалось, и вопросов все еще больше, чем ответов. Однако менее информационно насыщенным выезд от этого не стал. Чего стоит одна только легенда об основателе Итум-Кали.

Датой образования села считается 1131 год, но Итум-Кали – русскоязычная калька чеченского названия «Итон-Кхаьлла» или «Итон-Кхаьллан КIошт», которое произошло от имени человека, который, согласно некоторым источникам, является основателем села. Но, как бывает, когда дело касается преданий старины глубокой, истории, повествующие об Итоне, несколько разнятся.

Так, например, есть красивая легенда о том, как путник по имени Итон остановился на привал в этих краях. Проснувшись, он обнаружил, что на его мече ласточка свила гнездо, а на его луке паук сплел серебряную паутину. Сочтя это за хороший знак, он построил себе здесь жилище, тем самым положив начало селению.

По другой версии, Итон был охотником из селения Бацой-мохк, что располагалось выше по течению реки Аргун. Как и в предыдущей истории, наш герой прилег отдохнуть, повесив свой лук на ветку, а когда проснулся, увидел, что птица свила на его оружии гнездо, и тоже решил построить в этих краях башню.

Однако развитие эта история получила куда более кровавое. Согласно все этому же преданию, Итон нанялся пастухом к князю Дишни-эла, чьи башни стояли на горе Бекхайла. А вот сын Итона – Жели, который был женат на дочери князя, не захотел продолжать дело отца и отказался пасти княжеский скот, чем вызвал гнев Дишни-эла. Князь решил разрушить поселение и убить обидчиков, но об этом узнала жена Жели по имени Нанг. Она хотела предупредить его об опасности, но князь догнал ее и смертельно ранил.

Похоронена она там же, на полпути между башнями отца и мужа. И по сей день там стоит могильный камень, Нанг-каш. А в результате развязавшейся междоусобицы князь потерпел поражение.

Но эта история вызывает ряд вопросов, которые, впрочем, разрешаются в третьей версии, рассказанной мне одним из жителей Итум-Кали. Сам он услышал эту легенду от стариков еще будучи ребенком. Если верить их словам, когда Итон появился в этих краях, селение уже существовало, и главного героя пустили жить в Пхакоч.

Здесь, думаю, стоит остановиться немного подробнее. Пхакоч переводится как «поселение верхнего края». Сегодня это замковый комплекс, что расположен у ущелья Тазбичи, западной стороной обращен к горе Дёре-ахк, а восточной – горе Цуника. Крепость обнесена каменной стеной, за которой расположено несколько жилых и одна боевая башня, водяная мельница и другие каменные строения. На первом этаже одной из жилых башен расположен краеведческий музей, где выставлены старинное оружие, утварь, предметы быта и орудия труда, которым более ста лет.

Однако мой рассказчик утверждал, что такие «поселения верхнего края» были характерны для всех крупных населенных пунктов того времени, и что они становились убежищем для тех, кто по какой-либо причине был вынужден уйти из родных краев. Таким образом, Итон мог быть своего рода беженцем.

Кроме того, по этой версии, Итон был женат на девушке из числа дишнийцев. Княжеских ли она была кровей мой собеседник не уточнил, но мы можем допустить и такой расклад. Каждую зиму ее отец сгонял свое стадо в долину, где холода не были такими суровыми. Итон, как хороший зять, покорно брал на себя заботу о животных, а по весне возвращал стадо в целости и сохранности хозяину.

Так продолжалось довольно долгое время, пока не повзрослели сыновья Итона, которым не по нраву было такое положение дел. И вот, в один прекрасный день, взрослые сыновья Итона заявили, что не собираются ухаживать всю зиму за чужим скотом, а для убедительности обломали животным рога, отрезали хвосты и погнали восвояси, чем, понятное дело, прогневали деда.

Так оставлять он этого не хотел и созвал совет, чтобы придумать наказание для нерадивых родственников. Решение было принято простое и, полагаю, самое распространенное в те времена – убить обидчиков. Но случилось так, что услышала это тёща Итона. Бросилась она было бежать в долину, чтобы предупредить его, но женщину догнали на полпути и убили. На этом якобы и закончилась история мести, только могильный камень и остался.

Конечно же, сказать, как все было на самом деле, никто уже не сможет. Могильный камень на склоне есть – это факт. Но как он там появился?..

Надо ли говорить, что историки к подобного рода легендам серьезно не относятся? Оно и понятно: история, хоть не такая уж и точная, но все-таки наука, и может себе позволить верить только задокументированным фактам. Людская же молва имеет свойства сломанного телефона, и предания, переходя из поколения в поколение, обрастают новыми подробностями или же наоборот – теряют некоторые детали.

Как бы то ни было, утверждать что-либо наверняка о событиях, которые происходили несколько сотен лет назад, мы не можем. Зато можем говорить о том, что из себя представлял Итум-Калинский район не далее, чем 20 лет назад. Расположенный в пограничной зоне, он оказался в числе тех частей республики, где разворачивались самые ожесточенные бои. Сейчас об этом уже ничего не напоминает: жизнь давно уже вернулась в свое привычное русло, и инфраструктура стала даже лучше, чем была в советский период. Так, например, в районе наконец-то была начата газификация. Новые школы, больницы, детские сады, дома культуры, почтамт, электросвязь, ОВД, отделение пенсионного фонда, центр занятости населения, дороги – все это было отстроено заново.

Кстати, о дорогах. Почти 40 лет назад моему отцу, в бытность его водителем грузовика, довелось возить в Итум-Калинский район удобрения. Горные дороги и сейчас далеко не самые лучшие, но в те времена все обстояло намного хуже. Так, если сейчас на самых опасных участках есть отбойники, то тогда их и в помине не было. И плохо дело, если случилось двум автомобилям встретиться нос к носу, особенно грузовым: разъехаться на узкой горной дороге было практически невозможно, разве что где-нибудь на шпильке, где за счет поворота было немного больше места.

Любое неосторожное движение – и машина могла уйти в обрыв. Однажды такое случилось: один из водителей не справился с управлением, и грузовик наполовину повис над пропастью, но чудом не сорвался. Водитель выбрался, машину тоже потом вытащили, но после этого случая водители той автоколонны устроили забастовку, требуя более безопасных условий труда.

Сейчас дорога расширена, два автомобиля вполне могут разъехаться, не мешая друг другу. Реконструкция была начата в 2013-2014 гг., тогда отремонтировали первые 10 км дороги Грозный–Шатой–Итум-Кали. На отдельных – самых проблемных – участках для расширения пришлось проводить буровзрывные работы, а для укрепления некоторых участков возвели берегоукрепительные сооружения.

И все-таки ехать по такой дороге немного страшно. Отвесные скалы по одну сторону и обрыв по другую не дают расслабиться ни на минуту. Думается, что при такой суровой окружающей среде и люди, живущие здесь, должны отличаться некоторой жесткостью характера. Но чем выше поднимаешься в горы, тем более приветливо тебя встречают. Видимо, красота природы и чистота экологическая в купе с трудом на земле – а эти края всегда были известны хорошими условиями для сельского хозяйства – порождают в людях чистоту душевную. И никакие блага цивилизации не способны этого разрушить.

Марьям Хадысова