КАК ПОДОБАЕТ НАСТОЯЩИМ БРАТЬЯМ
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров провел встречу в ОАЭ с наследным принцем Абу-Даби, шейхом Мухаммадом бен Заедом Аль Нахайаном. Об этом он ...

Чеченский филиал РСХБ с начала года выдал физическим лицам свыше 10 тысяч кредитов

С начала 2018 года Чеченским филиалом Россельхозбанка выда...



Зиарты Чечни: связь времен и поколений

В Чеченской Республике в начале года открылся зиярат Коврнаки – мюрида и сподвижника выдающегося чеченского проповедника шейха Кунта-Хаджи Кишиева. Строительство на старинном кладбище в юго-западной части села Гехи велось с августа прошлого года на средства Регионального общественного фонда имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Открытие состоялось 3 января – в день, когда исполнилось 150 лет с момента ареста и ссылки Кунта-Хаджи Кишиева в г. Устюжна Новгородской области.

Сайфутддин, потомок шейха, прибывший на церемонию открытия комплекса вместе с Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, другими официальными лицами, назвал не случайным то, что зиярат открылся 3 января, в пятницу.

- Прошло сто пятьдесят лет с тех пор, как мы (потомки - ред.) живем вне родной земли. Наши отцы и матери ушли в мир иной с мечтами о родном крае,- сказал Сайфутддин.
Он поблагодарил Рамзана Кадырова за помощь в возвращении на Родину. 
- То, что сделал Глава республики для своего народа и для нас, в частности, является богоугодным делом, — считает Сайфутддин.
В ходе встречи с местными старейшинами он отнес Рамзана Кадырова к числу «мудрых руководителей, благодаря стараниям и благим делам которых люди живут в мире и спокойствии, а земля предков хорошеет с каждым днем…»
Коврнака
По словам директора Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР Бай-Али Тевсиева, открытие зиярата в Гехах — проявление уважения и почтения мюриду, который вернулся на Родину из ссылки спустя 8 лет.
– В те суровые годы вместе с Кунта-Хаджи в ссылку были отправлены его четыре верных мюрида и сподвижника. В их числе был Илес — прямой предок Главы республики, которого похоронил Устаз с соблюдением всех религиозных обрядов, - сказал Бай-Али Тевсиев. – Последним и единственным человеком, кто принес вести о шейхе и мюридах, был Ковнаркъи, которому суждено было вернуться домой.
Три года назад, оценивая последствия ареста и ссылки Кунта-Хаджи Кишиева, Рамзан Кадыров назвал это событие самой печальной страницей в истории чеченского народа.
Арест Кунта-Хаджи Кишиева в январе 1864 года был санкционирован лично великим князем Михаилом Романовым. Тысячи мюридов собрались, чтобы потребовать освобождения шейха. Затем, бросив огнестрельное оружие, ринулись на позиции царских войск, стянутых в окрестности села Шали. Людей встретил огонь из пушек и ружей. Погибло, по разным оценкам, от 150 до 400 человек. Это побоище вошло в историю как «кинжальный бой».
Жизнь и учение
3 января в республике объявлено Днем почитания устаза Кунта-Хаджи Кишиева. В этот день в столице и районах Чеченской Республики состоялись различные религиозные мероприятия. Так, в мечети «Сердце Чечни» состоялись зикр и мавлид, совершались дуа.
В офисе Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР состоялся «круглый стол» на тему «Жизнь и учение устаза Кунта-Хаджи Кишиева». В нем, помимо представителей духовенства, старейшин, приняли участие депутаты Парламента ЧР, члены Общественной палаты ЧР, активисты общественных организаций и другие
Бай-Али Тевсиев в своем выступлении отметил, что Кунта-Хаджи Кишиев «вошел в историю, как выдающийся исламский ученый и проповедник». 
– Во время Кавказской войны под предводительством Имама Шамиля он призывал к миру и созиданию, доносил слово Всевышнего, объяснял истинную суть суфизма и его роль в Исламе, открыто призывал остановить войну, — подчеркнул богослов.
Кунта-Хаджи Кишиев в Чеченской Республике и в мире воспринимается, как один из самых последовательных мусульманских пацифистов. Он учил: «Война — дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь…
Ваше оружие — четки, не ружье, не кинжал. Погибать в схватке с врагом намного сильнее себя подобно самоубийству. Подобная смерть — неверие в силу и милость Всевышнего Аллаха…
Тираны — пустые истуканы, которые будут (перед словом веры и правды – ред.) падать и разбиваться, словно глиняные горшки».
Семья
Предки Кунта-Хаджи успели пожить в аварских, кумыкских и чеченских селениях. Киши – отец шейха — перебрался из селения Мелчхи в Иласхан-Юрт. Жена Хеда родила ему шестерых детей: четырех сыновей — Мовсара, Моцу, Висху, Кунту и двух дочерей — Мату и Хапту.
Киши был мюридом Ташу-Хаджи Саясанского – мюрида наиба Шаиба. Он погиб в бою с царскими войсками. Согласно преданию, Кунта-Хаджи задолго до гибели отца сообщил своей матери Хеде день, когда это произойдет.
Киши похоронен в Иласхан-Юрте. Над его могилой — зиярт. Святыня почитаема, и служит местом паломничества.
«Хедин зиярат» — место, где похоронена Хеди, мать Кунта-Хаджи — одна из главных мусульманских святынь в Чеченской Республике. Расположена в селе Гуни, и представляет собой архитектурный комплекс, рассчитанный на прием сотен паломников в любое время года. На дорогах республики нередко можно увидеть группы в 3-10 человек с рюкзаками за плечами, идущих пешком к зиярату Хеды.
Моца, как полагают исследователи, умер молодым, бездетным. Похоронен на том же кладбище, что и Киши. Моцу относят к числу учеников Кунта-Хаджи.
Зиярат в Турции
Весной 2010 года, находясь в Турции в составе российской делегации, Рамзан Кадыров вместе с муфтием ЧР Султаном Мирзаевым посетил могилу Мовсара – брата Кунта-Хаджи.
В сентябре 2012 года в Турцию отправилась чеченская делегация из более чем ста человек, чтобы принять участие в открытии построенного по указанию Главы республики зиярата. На его территории, кроме могилы Мовсара, имеются еще 23 захоронения.
На четырех из них появились надгробные плиты с надписями. Это имена братьев и жены Кунта-Хаджи – Мовсара, Висхи, Сеты, а также мюрида Айсан-Болата из чеченского селения Хатуни.
На открытие зиярата приехал и праправнук шейха – Валид, проживающий в Турции.
Вирд
Последователей Кунта-Хаджи узнают по круговому громкому зикру.
Вирд Кунта-Хаджи составляет, по разным оценкам, от 60 до 75 процентов чеченцев, до 90 процентов ингушей. Кунтахаджинцы, включая и не вайнахов, проживают во многих регионах России, в Казахстане, Европе…
Каждая крупная «ячейка» братства имеет своего тамаду, «подъячейка» — туркха (глашатая, организатора).
Политических целей мюриды перед собой не ставят. Их задача – самосовершенствование на пути Всевышнего.
Напомним, что имя Кунта-Хаджи Кишиева носит Российский исламский университет в г. Грозном.

Саид Эмиев
Кавполит.ру

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить